Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров "Нябёсы" проходит в Минске в третий раз

Магический ящик батлейки

В Минске снова, уже в третий раз, зажег свечи Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». Несомненно, в афише январских событий он задержится еще не на один год. В нынешнем конкурсе батлеек, вертепов и шопок — 20 спектаклей из Минска, Могилева, Островца, Гродно и Новополоцка, театры России, Польши, Украины, Литвы, Сербии. И это только третья часть тех коллективов, которые могли бы встретить старый Новый год на минских «Нябёсах», если бы не слишком частое сито отборочного жюри. Парадокс нашего времени: чем шире разрастается виртуальное пространство, тем крепче становится кукольный театр в своей самой древней, почти ископаемой форме.



Пожалуй, сейчас уже никто не сможет сказать, что видел аутентичные батлеечные представления. Долгие годы народный кукольный театр в незатейливом ящике был под запретом. Злободневная сатира в нем традиционно переплеталась с религиозными сюжетами, и даже в начале 1980–х, когда дуновение ветра перемен было вполне ощутимым, на камерные спектакли Алеся Лося в Академии наук или Доме кино могла нагрянуть милиция. Возрождать батлейку сегодня уже очень известный художник, музыкант и этнограф начал одним из первых, но и ему не довелось застать ее «живьем». Хотя в деревнях о ней вспоминали охотно.

Алесь Лось до сих пор не забыл, с каким азартом рассказывали о бродячих белорусских театриках деревенские старожилы:

— Представляете, каким событием для сельчан был визит батлейщика в начале прошлого века! В Зарудичи, например, заезжал гастролер с медвежонком, и в каждой хате для него готовились лучшие угощения. За два вечера он проходил всю деревню, на третий привязывал медведя у забора корчмы, а дети уже ждали этого момента — растаскивали его кукол и разыгрывали свое представление.


Таких живых картинок из прошлого в копилке спадара Алеся множество. В своей батлейке он реконструирует сценки еще более древние. Самая старинная — когда–то очень популярный сюжет «Сморгонщик и медведь», сохранившаяся с XVII века, когда Радзивиллы открыли в Сморгони скоморошью академию. Выпускников этой академии — поводырей с медведями — в стародавние времена можно было встретить чуть ли не на всех крупных ярмарках от Франции до Венгрии. Но кукольные театры в ящиках там были свои.

Историю возникновения белорусской батлейки Алесь Лось проследил очень глубоко, добравшись до античного театра кукол, традиции которого в некотором роде законсервировались и у нас, и у соседей, в России, Польше и Украине. Возможно, не без того эти примитивные коробки с дверцами так цепляют. Стоит им открыться — и внутри потеплеет. Отчего — так сразу не объяснишь. Не от свечей же, в самом деле. Но о «батлейкотерапии» говорят уже и дипломированные психологи. В том числе уникальный российский кукольник Александр Греф, чей театр «Бродячий вертеп» взял Гран–при на прошлогодних «Нябёсах»:

— Не могу сказать, насколько популярным будет это искусство через десятилетия, только выживет оно обязательно. Потому что у человека есть элемент архетипического сознания, такая полочка очень древняя, которая требует заполнения. В России в эти дни открывается около десятка фестивалей вертепов, людям интересен такой театр, хотя у каждого есть и смартфоны, и компьютеры, где можно найти как будто все. Кстати, во многом благодаря интернету сейчас наблюдается такой активный рост вертепного движения. Теперь стоит только захотеть свой вертеп — и почти сразу можно его получить.



Денежные затраты тут и правда минимальные. Но и вертеп, и батлейка — все же не простой ящик с дверцами. Потому и приехали на «Нябёсы» Алесь Лось и Александр Греф, хотя дел в канун старого Нового года у обоих невпроворот. У Грефа в Москве открылся собственный фестиваль школьных и семейных вертепов, у Лося на его «Хутары дудара» начался сезон батлеечных представлений. Но они все же приехали — обменяться опытом и провести мастер–классы.

Возможно, придет время и позабытая идея о создании музея батлейки снова станет актуальной. В 1990–е она многим казалась чудной, оттого и не воплотилась. В большинстве случаев сегодняшний облик волшебного батлеечного ящика в Беларуси реконструируют по образцу театра Алеся Лося, копии вертепа 1860 года, созданного на Могилевщине. Как замечает сам мастер, «к моему большому сожалению». В запасниках Российского этнографического музея (прежнего музея этнографии народов СССР) хранится еще 5 других аутентичных белорусских вариантов, которые определенно стоят воспроизведения в наших музеях и в жизни.

Только за прошлый год число батлеечных театров в Беларуси увеличилось в два раза. И впервые на рождественском кукольном форуме в Минске организовали школу батлейки, проведут «круглый стол» с участием театроведов, сотрудников Национальной академии наук. Накануне открытия участники фестиваля дали больше 20 благотворительных спектаклей в больницах и интернатах. А в конкурсной программе есть даже совместные международные проекты. Словом, это уже далеко не тот «домашний» фестиваль, с которого все начиналось. В образовательном центре Свято–Елисаветинского монастыря, где проходят представления, каждый день аншлаг, будто в дни разрекламированных театральных премьер. И хотя Александр Жданович, художественный руководитель и ведущий фестиваля, мечтает и впредь сохранять здесь присущую батлейке душевность, камерность, оставаться камерным фест явно не намерен. «Нябёсы» — это ведь еще и простор.

cultura@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО.

Советская Белоруссия № 9 (25144). Суббота, 14 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter