IX Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» завершился показом грузинского спектакля Резо Габриадзе «Сталинград»

Магический реализм Габриадзе

Под занавес уже девятого Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» в Минске показали грузинский спектакль «Сталинград» знаменитого Театра Резо Габриадзе из Тбилиси. 

Философский спектакль «Сталинград» Резо Габриадзе подарил белорусским зрителям катарсис.

Габриадзе — создатель собственного удивительного мира. Художник, литератор, сценарист, скульптор (автор памятников Чижику-Пыжику и носу майора Ковалева в Санкт-Петербурге), соавтор режиссера Георгия Данелии, принимавший участие в создании сценариев его знаменитых картин «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Паспорт». Всего он стал автором более 30 картин, признанных классикой советского кино. Георгий Данелия говорил: «У меня два друга, которые очень похожи. Тонино Гуэрра и Резо Габриадзе… Как Тонино уникален для своей Романьи, откуда он родом, как его там чтут — так и Тбилиси может гордиться уникальным художником Резо Габриадзе. Во всем, что он делает, Габриадзе — большой поэт и выдумщик».

«Сталинград» — одна из вершин театрального творчества грузинского мастера, где он выступил автором пьесы, режиссером и художником. Поставленный в 90-е годы под названием «Песнь о Волге», позже спектакль был переименован, расширен и дополнен новыми героями и сюжетными линиями. Спектакль-реквием собрал многочисленные премии — «Золотую маску», «Триумф», «Золотой софит». В 2010 году, по версии журнала «Нью-Йоркер», был признан лучшей постановкой года. 
Знаменитый грузинский спектакль «Сталинград» Театра Резо Габриадзе стал финальным аккордом IX Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ».
В «Сталинграде» сочинена причудливая театральная композиция, объединяющая единым философским взглядом людей и животных, время и пространство, разные страны и города. Мы видим убедительный грузинский вариант «магического реализма». Есть здесь рыжеволосый паренек, которого не дождалась невеста. Киевский мастер по мелкому ремонту Пилхас, заносчивый немецкий фельдмаршал. Мама-муравьиха, которая плачет о своей погибшей дочери, так и не узнавшей вкус сахара. Калейдоскоп миниатюр, поэтическая мозаика сюжетных линий. Сцена наступления немецких войск идет под знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию композитора Дмитрия Шостаковича. И все же центральное место в истории занимает история любви двух лошадей — ломовой лошади Алеши и цирковой лошадки Наташи. Снова и снова они ищут встречи, но судьба разлучает их. В какой-то смертельный момент к Алеше даже спускается ангел, чтобы он смог вновь продолжить свой путь.

Спектакль, покоривший зрителей Европы, США и постсоветского пространства, озвучен пронзительными актерскими голосами, среди которых мы слышим голоса Сергея Гармаша и Лии Ахеджаковой. Вслушиваться в эти драматические человеческие интонации — отдельное удовольствие.

У Габриадзе война — трагедия не только человечества, но и всего живого мира, а также природы и космоса. Он заглядывает во все уголки мироздания и искренне сопереживает каждому герою. Это не просто кукольный спектакль, а поэтическая фантазия, где переплетены разные эмоциональные нити и мотивы. В спектакле много пауз и мгновений тишины, метких афористических фраз. Бытовые детали так же важны, как и философские рассуждения. Важный образ — песок, изысканный и молчаливый в оригинальном световом решении постановки. Так и весь «Сталинград», несмотря на всю печаль и боль, ведет и героев, и зрителей к свету. 

Добрый зритель в 9-м ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter