Магазин неприбыльного содержания

В «книжном» хочется не только купить книгу, но и выпить кофе

В Ивацевичах закрылся книжный магазин. Единственный в райцентре, где проживает 24 тысячи человек. Теперь вместо книг в бледно-салатовом здании будут продавать одежду. Жаль? Ничуть!
design-thinking

В магазин с бесхитростным названием «Книги» я заходил, скорее, по привычке. Поглазеть, полистать и уйти оттуда без покупок. Как правило. Выбор неважный, цены высокие. Единственный плюс — внимательные продавцы. Но их внимательности, вежливости и обходительности оказалось недостаточно для того, чтобы магазин продолжал держаться на плаву.

Заглянул в гости к одному из ивацевичских книгочеев обсудить последние новости. Закрытие «кнiгарнi» его не задело никоим образом. Литературу он давно покупает в интернете. В печатном или электронном виде. В общем, ничего нового. Книжным магазинам в райцентрах все сложнее выдерживать конкуренцию. Многие из них либо уже повторили, либо еще повторят судьбу ивацевичского. Читать стали меньше? На книги не хватает денег? Быть может. Но главная причина, на мой взгляд, не в этом.

Отлично помню, как в начале 1990-х с родителями устраивали туры выходного дня. Ездили по деревням и скупали в сельмагах книги. По дешевке. Брали все, что под руку попадется. Во времена тотального дефицита и ежедневного роста цен инвестиции в книги казались вполне оправданными. Найти их в продаже само по себе уже было неплохо.

За четверть века в работе многих книжных изменилось немногое. Будто нет огромной конкуренции, будто интернет-магазины не освоили белорусский рынок во всей его скромной географии. В провинциальных магазинах (не во всех, возможно) по-прежнему продают ассортиментные перечни, но не литературу. Книжек на полках много? Много. Чего ж вам, родимые, еще надо? Выбирайте, платите, читайте.

Пару лет назад в Бресте открылся частный книжный магазин «Х». Сюда мы любим ходить всей семьей и редко остаемся без покупок. В последний раз выбрали «Вафельное сердце» Марии Парр и «Щегла» Донны Тартт. В «Х» с тобой непременно поздороваются, посоветуют, поблагодарят за покупку, попрощаются и обязательно улыбнутся. А нужную книгу закажут, если ее вдруг не окажется в наличии. Уровень сервиса недосягаемый для многих провинциальных розничных торговых точек, где можно купить вагон странных романчиков-детективчиков, но не что-то из громких новинок. Кто ж будет ходить в скучные «торговые объекты», в которых из года в год продают одни и те же книги? Разве что мамы школяров за наборами цветной бумаги да ручками-карандашами. Книжные магазины в их привычном виде уходят в прошлое — и бог с ними. Прогресс берет свое, сколько бы палок в колеса ему ни ставили.

Лет пять назад я оказался в польском городке, недалеко от границы с Германией. Давний знакомый назначил встречу в книжном на центральной площади. Сначала этот выбор мне показался странным, но ровно до тех пор, пока я не переступил порог Ksiegarnia. Оказалось, это и не магазин вовсе, а, скорее, уютный книжный клуб. На первом этаже — десятки стеллажей с тысячами томов. Отдельно — акционная зона. В центре зала красуются новинки и бестселлеры. На большом балконе — кофейня. На столиках — развалы газет и журналов, на стенах — полки для буккроссинга. Купил книжку, заказал кофеек, сидишь, шелестишь страничками, жизни радуешься, как бухарский эмир. За стеклянной стеной — место для кинопоказов, лекций и встреч.

Тогда это мне показалось чем-то невероятно крутым и, к сожалению, далеким. Теперь не кажется. Подобные заведения открываются и в нашей стране. Появятся ли они в больших и маленьких райцентрах? Хочется верить, что появятся. Несмотря на то что доходы в райцентрах объетивно ниже, а целевая аудитория скромнее. В общем, со скучными и безликими книжными магазинами лично я расстаюсь без сожалений. Они проиграли конкуренцию всему, чему только можно проиграть. Их время, кажется, ушло безвозвратно.

p.losich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр, 41, Минск
Забавная статья. Очень хорошо отражает психологию современно молодежи. Главное не быть, а казаться! Не результат, а процесс. А уж акционность события - это вообще святое! Вроде ночи музеев или очередей в Третьяковку на выставки Серова. В обычное время никого, а если ночью и с ажиотажем, то позарез нужно. Так и тут. Если при покупке книги пить кофе из пластиковой банки и где-то рядом написано акция, то это совсем другое дело. А уж если есть и модное слово - буккроссинг, то это воооообще. Молодежи, правда, невдомек, что на этом с них вытягивают значительно больше денег. А я, как замшелый ретроград, зайду в букинистический магазин и без всяких акций куплю за копейки ненужные современной молодежи хорошие книги.  
Александр,53,Бобруйск
Александр, 41, Минск, браво,браво,именно букинистический магазин надо открывать на месте книжного,где можно будет действительно за копейки купить что-нибудь хорошее,старое,аль почти новое почитать,купил,почитал,опять сдал и так круговорот до потрёпанного состояния-списания. А так же в букинистических магазинах должна продаваться любая школьная литература и учебники,разные пособия и канцтовары,карты мира,космоса,астрологические,просто карты,краски,фломастеры,школьные учебники,даже мини-бар можно сделать---безалкогольные напитки и печенья-вафли. Не вижу ничего предосудительного,веяния времени и приходится в силу разных причин совмещать для выживания. Ах да,детская литература должна быть в изобилии,как раскраски и сказки.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости