Каждая автолавка в Зельвенском районе в первый летний месяц дала около 62 миллионов рублей выручки.
С появлением первых автолавок говорили, что они — самый эффективный способ продвижения товара. А что сейчас? Корреспондент «БН» отправилась в дорогу вместе с магазином на колесах по Зельвенщине.
Первым делом заезжаем в деревню Безводное, останавливаемся напротив пустующего кирпичного здания бывшего магазина. Продавец Михаил Генюш начинает бойко отоваривать сельчан.
— На торговлю не жалуемся, денег бы побольше! — говорит Ирина Леута, пенсионерка. — Самое необходимое всегда есть. Да и продавец Михаил — понимающий и терпеливый.
У Генюша, кстати, самый новый и дорогой торговый грузовик в районе, купленный в октябре 2010 года за 127 миллионов рублей.
— В такой «машине», понятно, работать комфортнее. Пыль после гравийки не стоит столбом, как бывало в старой автолавке. Есть холодильник, который на ночь подключается и потом мороз держит весь рабочий день, — отмечает продавец.
К слову, и два других зельвенских автомагазина не такие уж старые. Первый с самым большим пробегом — с 2005 года — когда-то покупали за 42 миллиона рублей, а за ним в 2007-м еще один — за 50 миллионов.
Цены в автолавке такие же, как и в обычном магазине, со скидкой на социально значимую группу товаров. Некоторые приятно удивляют. Например, белокочанную капусту можно купить по 1700 рублей за килограмм, а в столице перед командировкой я покупала по 3600.
— Средний оборот за июнь составил шестьдесят два миллиона рублей на каждый автомагазин, — рассказала Елена Коронец, заместитель директора Зельвенского филиала Гродненского областного потребительского общества. — Ассортиментный перечень утвержден райисполкомом, в его разработке участвовал и Белкоопсоюз. Конечно, по объективным причинам весь ассортиментный ряд — пятнадцать наименований — с собой не возьмешь. Но у людей всегда есть возможность заказать товар. Будь-то продукты или, например, мебель.
Завожу разговор с продавцом:
— Непросто вам с утра до ночи — на колесах...
— Конечно, тяжело целый день в дороге. Чтобы затоварить магазин, приходится в пять утра вставать! Пока загрузишься на комбинате, потом в склад-магазин за «молочкой», еще и подсортировка с распределительных складов. На ассортимент люди не жалуются. У меня есть специальная тетрадь, куда записываю все просьбы: и крупногабаритные заказы, и по мелочевке, что кому надо.
— А в чем нуждаются люди в глубинке? — интересуюсь.
— Многим нужно просто внимание. На селе в основном старики остались. У кого дети близко живут, не забывают родителей. Но бывают и грустные истории. В одной деревне живет старушка, у нее сын — пьяница, пенсию заберет, и живи как хочешь. А она придет к автолавке, протягивает десять рублей: «Дай хлеба…». И я даю, потом свои деньги закладываю. Жалко…
Три зельвенских магазина на колесах заезжают в 67 населенных пунктов, в которых обслуживают 2200 человек. Вообще, любой магазинчик на селе — не просто торговая точка, но социальный, даже культурный центр. За продуктами идут компаниями и, сделав покупки или дожидаясь привоза, сидят на лавочках и разговаривают «за жизнь». По словам Анны Ермола, заместителя председателя Зельвенского райисполкома, «продмаги в деревнях держим до последнего, иногда с выручкой полтора-два миллиона в месяц. Потому что каждое закрытие «своего» магазина деревенскими воспринимается в штыки…». Правда, со временем привыкают и к автолавке, которая выполняет все функции сельмага.
Надежда БУТОВИЧ, «БН»
НА СНИМКЕ: Михаил ГЕНЮШ: «Главное — чтобы покупатель был доволен».
Фото автора
СПРАВКА «БН»
Сегодня у Белкоопсоюза 561 автомагазин, а до 2015 года планируется купить еще не менее 250. Это позволит организовать выездную торговлю не реже трех раз в неделю (сейчас — не менее двух раз). С января по май автомагазины потребкооперации реализовали товаров почти на 110 миллиардов рублей.