Магазин… на даче у пенсионера

Торговое обслуживание садоводческих товариществ – ответственное и доброе  дело кооператоров республики

Торговое обслуживание садоводческих товариществ – ответственное и доброе  дело кооператоров республики

Хлопотно, но нужно

Летом на автовокзалах Минска можно наблюдать следующее. Пожилые люди, и женщины особенно, садясь в автобус, еле тащат увесистые сумки, туго набитые разной провизией. На железнодорожном вокзале – то же самое. В других городах Беларуси, невдалеке от которых находятся садоводческие товарищества, похожая картина. Люди едут на свои дачи и везут себе продукты. Тем, у кого есть личные машины, разумеется, легче. А остальным?

А если от автобусной остановки к твоему участку еще шагать да шагать. И если льет дождь или нещадно печет солнце. Доберешься к своему дачному домику, а рук прямо-таки не чувствуешь, спина ноет от нелегкого груза, который тащил на себе. Иной раз устанешь так, что не мил тебе и твой красивый домик, и сотки, так заботливо обработанные и досмотренные, и разноголосое птичье пение, доносящееся со всех сторон. Тут уж не до лирики, не до восторгов, а как в той поговорке: «Гляжу на дачу и горько плачу…».

Хорошо, что нынче мы все меньше видим на вокзалах пожилых людей с тяжеленными сумками. Проблема торгового обслуживания садоводческих товариществ, в первую очередь доставка туда продуктов питания, довольно актуальна. Причем она не снимается с повестки дня с ранней весны до поздней осени.

— Эти функции возложены на кооператоров республики, — рассказывает главный специалист отдела организации торговли и общественного питания «Белкоопсоюза» Елена Сергеевна Карпан. – Мы здесь стараемся неукоснительно выполнять требования руководства нашей страны. Дело хлопотное, ответственное, но ведь не оставишь летом того же пенсионера, ветерана труда на даче без пищи. В прошлом году 483 автолавки обслуживали 12 тысяч населенных пунктов, свыше 800 дачных товариществ. Нынче в республике 3339 садоводческих товариществ, количество населения, обслуживаемого нами, — более 136 тысяч. Задействованы 234 стационарные торговые точки плюс 604 близлежащих магазина, 220 автолавок. Товарооборот с начала открытия дачного сезона составил 21 миллиард рублей.

Если взять ассортимент товаров, доставляемых в эти товарищества, то он довольно широкий. В Логойском райпо, например, 100 разных наименований. Мы всячески расширяем перечень торговых услуг дачникам. Принимаем предварительно и четко выполняем заявки, скажем, на стройматериалы, удобрения, рабочую одежду и так далее.

Так делается в Смолевичском райпо

Неплохо организована эта работа в Смолевичском райпо. Оно обслуживает свыше 150 садоводческих товариществ. По всему району разбросаны дачи, и на каждую необходимо доставить продукты.

Беседую с председателем правления райпо Ольгой Макейчик.

— Ольга Исаковна, эти дачи – серьезная нагрузка на ваше райпо?

— Безусловно. Но когда руководство республики постоянно и вполне справедливо требует от нас всячески совершенствовать торговое обслуживание сельского населения, то это касается и дачников. Здесь неукоснительно действует принцип: «Надо». Здесь не место «не можем» или «не хотим». Так мы понимаем эту свою обязанность, так выполняем, если уж откровенно, свой моральный долг перед пожилыми людьми.

В райпо сложилась довольно четкая система этого торгового обслуживания. В садоводческие товарищества постоянно приезжают автолавки. Определены маршруты, тщательно выверены графики. Очень важно в точно назначенное время прибыть на дачу. Ведь в разгар сезона для людей дорога каждая минута, очень много разной работы на грядках, в теплицах, в саду. Да и недовольны пенсионеры, когда автолавка запаздывает, приходится ее долго ждать. Поэтому расписание – закон для водителя и продавца, который ездит вместе с ним. Маршруты разработаны максимально рационально, чтобы автолавка как можно меньше времени находилась в пути, а больше – непосредственно на дачах. Обязательно, если есть хоть малая возможность, по дороге завернет и в небольшую деревушку, где проживают одни старики. А многие садоводческие товарищества уже соединились с такими деревушками, стали одним целым, и тогда есть возможность обслуживать всех жителей.

— Мы поставили перед собой конкретную задачу, — продолжает Ольга Исаковна. — На столе у пенсионера-дачника должно быть все, что ему надо. Ассортимент в автолавках довольно богатый, благо есть из чего выбирать. Ведь и само наше райпо производит много разных продуктов. Автолавки загружаются на наших предприятиях торговли в Смолевичах, на складе. Если же вдруг при объезде дач, садоводческих товариществ видно, что явно не хватит всем, скажем, молока или кефира, автолавка может завернуть в ближайшую деревню, где есть наше стационарное торговое предприятие, и пополнить запасы.

Владимир Вишневский, добрый человек

Непосредственно за обслуживание дач в Смолевичском райпо отвечает Светлана Ананьевна Лис, заместитель председателя по торговле.

— Наши кооператоры приезжают в садоводческие товарищества не для отчета, а для людей, — говорит она. – Вот, например, хозяин автолавки Владимир Вишневский. Он весьма удачно совмещает должность водителя и продавца. Исключительно вежливый, внимательный, трудится в этой сфере давно.

Автор этих строк и сам часто убеждается, насколько В. Вишневский ответственно и добросовестно относится к своим обязанностям. Он обслуживает деревню, где я приобрел земельный участок для дачи. Наши дачники, в основном пенсионеры, очень довольны им. Всегда посоветует, что из продуктов лучше взять тому или иному пенсионеру, что вкуснее, свежее в его автолавке. Он стал для нас как родной. Вишневский никогда не подведет, что бы ни случилось, продукты нам доставит. И неспроста Светлана Лис называет его самым лучшим и самым добросовестным работником среди всех, кто занят в торговом обслуживании садоводческих товариществ и маленьких деревень.

Плюс стационар

Помимо автолавок, немало садоводческих товариществ в Смолевичском районе обслуживает и стационарная сеть. Вот товарищество «Вита-1». Рассказывает его председатель Василий Бакун:

— Мы весьма благодарны руководству райпо за то, что очень удачно размещен их магазин. Он у самых ворот нашего товарищества. Выходишь на остановке из электрички — и по дороге в магазин. Здесь в продаже есть все, что необходимо к столу. Услугами магазина охотно пользуются не только наши, но и дачники соседних товариществ. И все очень довольны, а ведь большинство из них — пенсионеры. Можем дать заранее заявку, она будет выполнена в срок. Словом, по любому товару у нас нет никаких проблем.

Что касается кадров, то здесь есть проблема. Хочется, подчеркивает Ольга Исаковна, чтобы дачи обслуживали постоянные продавцы. Очень удобно, когда в одном лице совмещается и водитель машины, и продавец, как, например, В. Вишневский. К сожалению, не всегда это удается. Поэтому приходится привлекать к данной работе продавцов из магазинов райпо.

А куда деться? Легче всего сказать дачникам, что, дескать, не хватает продавцов. Подобное не в характере кооператоров Смолевичского райпо. Им также очень приятно, когда пожилые люди, одержимые дачей в лучшем смысле слова, получают от нее больше радости, чем головной боли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter