Маэстро Слава

Мстиславу Ростроповичу – 80 И эта дата мало что изменит в личности музыканта, который призван был изменить мир. Именно так говорят о «виолончелисте номер один» его ученики, которых он всегда хотел видеть «поэтами и трибунами». Таков он сам – «Гагарин виолончели», «маэстро Слава», как называют его во всем мире.

Его музыка гипнотизирует. Наверное, потому, что виолончель он «считает женщиной», а грусть – «наиболее плодотворным ощущением для музыканта». В его исполнении прозвучал почти весь репертуар виолончельной музыки и более 50 симфонических премьер. Все, что играет, он, по его признанию, «любит до обморока». И в связи с этим не выглядит анекдотом рассказ о том, как один журналист, попав на урок Ростроповича, через какое-то время выбежал из кабинета в слезах. Открыв дверь, коллеги увидели Мстислава Леопольдовича на коленях перед ученицей, вдохновенно играющей что-то, и… рыдающих слушателей, включая учителя и студентов.
С певицей Галиной Вишневской, спутницей жизни, коллегой и другом, Ростропович объехал весь мир, дал тысячи концертов.  Высаживался со своей виолончелью на лед Арктики, шел горными тропами по Кубе, в августе 1991-го играл в Москве у Белого Дома. Как-то всегда получалось, что этому человеку, кроме своей семьи, в которой выросли две дочери и подрастают внуки, всегда было дело до всего. Он спасал леса Амазонки, покупал медицинское оборудование для детских клиник, в нужный момент оказывался у Берлинской стены. По всему миру открывал музыкальные школы, учреждал фонды, конкурсы, фестивали. В России открыл Фонд помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений. Как никто, всегда был озабочен тем, чтобы ХХ век оставил в анналах истории имена создателей современной музыки. И своим исполнительством вдохновил крупнейших композиторов – Шостаковича, Прокофьева, Бриттена, Бернстайна – на создание произведений специально для него.
Вынужденно уехав из СССР, Ростропович в течение 17 сезонов был бессменным дирижером и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне и вывел его в число лучших в Америке. Кроме того, он дирижировал и другими известными оркестрами в США, а также в Великобритании, Франции, Германии, Японии.
Вклад Мстислава Ростроповича в мировую культуру неоценим. И когда говорят, что ему удалось «объять весь цивилизованный мир» и создать некий новый круг «кровообращения культуры» между людьми, не преувеличивают ни на йоту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter