Маэстро Рязанов

Кинорежиссер Эльдар Рязанов за долгую жизнь в профессии, кроме восторженных зрителей из разных поколений, наверняка нажил и циников — критиков его смешных и в чем–то очень наивных фильмов...
Кинорежиссер Эльдар Рязанов за долгую жизнь в профессии, кроме восторженных зрителей из разных поколений, наверняка нажил и циников — критиков его смешных и в чем–то очень наивных фильмов. Сам же мэтр — фигура медийная — редко вспоминает на страницах СМИ о своих недругах. Зачем? Не царское это дело комментировать реплики оппонентов... К слову, о личной жизни режиссер тоже не любит говорить.

Наш скромный голос, вероятнее всего, утонет в стройном многоголосом звучании «оды радости» в адрес культового советского кинорежиссера: 18 ноября Эльдару Александровичу Рязанову исполняется 80 лет! (В этом месте героиня одной из его картин обязательно бы воскликнула: «А как выглядит... Умереть — не встать!»)

Да–с, господа читатели, неудачником режиссера не назовешь. Человек, который отвечает за свои слова и публично принимает решение, — востребованный и счастливый человек. Без скидки на возраст. Например, в этом году советский классик кинематографа Эльдар Рязанов у микрофона запросто заявил, что покидает пост президента российской киноакадемии «Ника». Свое заявление он сопроводил довольно грустной речью, в которой выразил пессимизм по поводу состояния российского кино. По мнению маэстро, большинство фильмов ничего не дает ни уму, ни сердцу, а среди молодых режиссеров пока нет однозначных фигур, которые могли бы стать достойными преемниками великих традиций кино. Сказал, как отрезал.

Эльдара Рязанова называли самым «новогодним» режиссером. И, как доказала жизнь, даже старым песням о главном не удалось перепеть Людмилу Гурченко и банных героев «Иронии судьбы». Словом, Рязанов — это советский брэнд, потому что, если в титрах стоит его имя, картину посмотрят однозначно все. Поэтому говорить комплиментарно о невероятных или экстравагантных рязановских сюжетах, о необычайном сплаве жизненного и условного, о веселых и грустных героях — обычный юбилейный трюк, на который мы не пойдем. Поговорим о фактах, которые однажды повлияли на судьбу Эльдара Рязанова.

Будущий кинорежиссер родился и вырос в Самаре. Если бы парню с Волги пришел ответ из Одесского мореходного училища, то мир, скорее всего, не узнал бы имени режиссера Рязанова. В детстве, как и все мальчишки, он мечтал о путешествиях, но помешала война. «Воспитывают всех одинаково, но не все это воспринимают. Учат не врать и не воровать. Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, что я запоминал. Кроме того, меня воспитывала жизнь. В военные годы я нянчил младшего брата, стоял в очередях. Как–то сломал лыжу и плакал, потому что понимал, как тяжело будет маме заплатить за нее. Вы знаете, почему я толстый? В войну я постоянно недоедал и всегда хотел есть. И когда отменили карточную систему, начал есть и уже не мог остановиться. Один мой друг сказал, что у меня взволнованное отношение к пище. Кто–то, может, думает, что я гурман, а я просто обжора. Мне надо наесться», — вспоминал в интервью Эльдар Александрович.

Рязанов никогда не скрывал, что начал курить в 7 лет. И курил 35 лет! Причем, по собственному признанию, последние 15 лет выкуривал по 60 штук в день, по три пачки. «Тогда еще не было сигарет с фильтром. Утром кашлял у умывальника так, что на лбу лопались кровеносные сосуды. Много раз пытался бросить: и к гипнотизерам ходил, и к экстрасенсам. Спасло меня лекарство, насыщенное никотином, которое действовало по принципу передозировки. С тех пор на курящих смотрю с отвращением. Особенно на женщин».

Эльдар Александрович почти всегда и с удовольствием рассказывает о своих планах и снятых картинах, о любимых актерах, но редко вспоминает имена, которые должны указываться в автобиографиях. Например, уже будучи в Москве, боялся, что его не примут в институт, потому что родной отец сидел в лагерях: «Отец был русский, но враг народа, а отчим еврей, но не враг народа. Все менялось так, что не угадаешь. На опасный вопрос: «Колебались ли вы относительно линии партии?» в анекдоте давался ответ: «Колебался. Вместе с линией партии».

Как известно, несмотря ни на что, личная жизнь и карьера у Рязанова удались. Поэтому в день рождения мы без колебаний и партийных установок пожелаем режиссеру любимых комедий здоровья!

Справка «СБ»

В 1984 году Рязанов получил звание народного артиста СССР, дважды становился лауреатом Государственных премий СССР. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством», а также французским орденом «Изящных искусств и литературы».

О том, как снимались любимые фильмы

Картина «Вокзал для двоих» тоже снята на основе правдивой истории. Поэт Ярослав Смеляков в 1953 году отбывал наказание в лагере и навестил своих друзей, будущих кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, живших на поселении. После дружеского застолья они проспали подъем, и Фрид с Дунским тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока. Ну а история главного героя — пианиста, взявшего на себя вину жены, которая сбила на автомобиле человека, — тоже взята из жизни. Однажды так поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.

«Гараж» — попытка режиссера загладить личную вину. Как–то Рязанов в реальной жизни промолчал на заседании гаражно–строительного кооператива, в ходе которого нескольких самых беззащитных владельцев лишили боксов. Своим «двойником» он сделал интеллигентного, но безвольного профессора Смирновского.

Фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» вышел на экраны в новогоднюю ночь 1976 года. В основу сюжета была положена пьеса 60–х годов, которая с успехом шла в советских театрах, а сценарий к фильму был написан по рассказу композитора Никиты Богословского о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане. Это реальная история.

За гонорар исполнитель роли Самохвалова в фильме «Служебный роман» актер Олег Басилашвили наконец–то купил чешский кухонный гарнитур «Мария», который простоял в квартире известного артиста не один десяток лет.

Людмилу Гурченко, говорят, сразу не утвердили на пробах в музыкальный фильм «Карнавальная ночь». Правда, из всех актрис только она пела сама. И вот, как гласит легенда, в коридорах «Мосфильма» актрису встретил Иван Александрович Пырьев: сначала поморщился, глядя на ее широченную юбку, узкую талию и вихляющую походку. Но потом вдруг окликнул, внимательно оглядел, и уже через несколько минут главному оператору было поручено «сделать из нее человека».

Подготовила Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ».

Фото итар-тасс.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter