О его коллективе так и говорят: «оркестр Финберга». Сам маэстро при этом не устает напоминать: называть его детище следует исключительно официально, по всем существующим нормам и правилам — Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь. Став у руля коллектива почти 30 лет назад, Финберг быстро смог раскрутить новую, никому не известную группу исполнителей покруче любых пиарщиков и рекламщиков, сделав оркестр музыкальным брендом страны, ее фестивально–гастрольной жилой и инвестицией одновременно. Редкое музыкальное событие сегодня — если это действительно событие! — обходится без оркестра под управлением Михаила Финберга. «За эти годы мы сделали 252 фестиваля в маленьких городах и райцентрах, подготовили несколько десятков программ, посвященных творчеству выдающихся белорусских поэтов, объездили вдоль и поперек всю страну... Какой еще из коллективов может похвастаться подобным?» — задает маэстро вопрос явно риторический, и без нас прекрасно зная на него ответ. Почивать на лаврах 69–летнему дирижеру по–прежнему некогда: на днях коллектив презентовал новую концертную программу в честь грядущих 135–летий со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа узкому кругу друзей и журналистов. Всем остальным, чтобы услышать новинку, придется подождать до июня. Обсмаковать премьеру можно будет исключительно в день открытия национального фестиваля белорусской песни и поэзии «Молодечно–2017».

Маэстро Финберг всегда и во всем идет на опережение. Не успели музыканты зачехлить футляры, а солисты запаковать концертные наряды в гастрольные кофры после летнего вояжа в Молодечно, как он уже придумал новую программу покорения любимого города. Интригу держать не будем: новинку дирижер посвятил юбилею народных поэтов, а их творчество положил в основу всей концертной программы. В нее войдут 38 произведений — не только Купалы и Коласа, но и других классиков отечественной литературы: Богдановича, Гилевича, Кулешова, Короткевича, Русака, Бородулина... Первый заместитель министра культуры Ирина Дрига, успевшая оценить музыкальные старания оркестра одной из первых, результатом осталась довольна:
— Не думала, что Михаил Яковлевич подготовит программу так быстро. Дело в том, что мы договаривались о ней сразу после окончания предыдущего фестиваля в Молодечно. Не прошло полгода, а результат уже есть — да еще какой! Я рада, что прозвучали как уже известные песни в новых аранжировках, так и малоизвестные широкой публике, но интересные по своему музыкальному материалу произведения.

У заслуженной артистки Натальи Тамело два выхода: «Арцёму» она споет а капелла, а вот композиции «Панове» подыграет весь оркестр.
— Я работаю в коллективе с 1992 года. Почти четверть века, подумать только! Что удерживает? Во–первых, сама личность Михаила Яковлевича. Он педагог от Бога, я многому у него научилась и продолжаю учиться до сих пор. Во–вторых, любовь к белорусскому языку, культуре, традициям, которой Финберг заразил весь коллектив. С помощью таких концертных программ, как эта, мы хотим в очередной раз показать, что у нас есть настоящая белорусская поэзия и музыка, которыми мы можем и должны гордиться.
![]() | ![]() |
Наталья Тамело. |
Валерия Грибусова.
|
— Волнуюсь, конечно, — не скрывает Валерия. — Михаил Яковлевич халтуры не допустит. Строго относится ко всему: музыке, артистам, себе и своей работе. Держит дисциплину, опаздывать на репетиции, например, не позволяет.
Работа в оркестре со славой крепкого орешка студента БГУКИ Егора Шаранкова ничуть не смущает. Сегодня он — самый юный солист коллектива, получивший прописку в студии Финберга чуть менее полугода назад. В новой программе Егор, естественно, тоже задействован.
— Всегда хотел поработать с концертным оркестром. Пройти школу маэстро Финберга — огромная честь для любого музыканта, это колоссальный опыт. Михаил Яковлевич — педагог строгий, но если критикует, то исключительно по делу. Хвалить, впрочем, тоже не забывает.
Егор Шаранков.

Егор Шаранков.
Характер у мэтра, подтверждают остальные музыканты, непростой. Но с другой стороны, как иначе справиться с несколькими десятками творческих единиц, добиться от них блестящего (на меньшее маэстро Финберг просто не согласен!) результата? Оркестр — это во многом отлаженный механизм, который требует не только безграничной любви, но и пристального наблюдения, ответственности.
— Хочется ведь, чтобы с каждым разом было лучше, ярче, интереснее, — признается Михаил Финберг. — Стараюсь, чтобы каждая новая программа была как минимум не хуже предыдущей. Популяризировать белорусскую музыку, язык, культуру мы начали 30 лет назад. Это то, чем мы можем гордиться. Все эти годы я не устаю повторять: нужно любить свою страну и проявлять внимание к национальному искусству.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 221 (25103). Четверг, 17 ноября 2016