В Испании под стражу взяты 14 высокопоставленных чиновников

Мадрид атакует Барселону

Такого в Испании не было, пожалуй, со времен генерала Франко — правоохранительные органы взяли под стражу 14 высокопоставленных чиновников, причем по криминальным статьям, хотя политическая составляющая тут налицо. Все они связаны с подготовкой референдума о независимости Каталонии, который намечен на 1 октября. Всего под следствие попали более 700 местных градоначальников, поддержавших референдум. Мэры трех небольших каталонских городов уже предстали перед судом по подозрению в участии в подготовке к голосованию.

Фото рейтер

Уже очевидно: Мадрид не остановится ни перед чем, стараясь не допустить запрещенный плебисцит. Аресты и обыски были проведены национальной полицией и гражданской гвардией — то есть общеиспанскими силовыми структурами, которые в Каталонии в последнее время не действовали. Но теперь игры в местное самоуправление закончились. Похоже, центральные власти берут демократию, как ее понимают в Каталонии, в жесткий «испанский сапожок»... Каталонские жители вышли на демонстрации протеста с плакатами, на которых крик отчаяния: «Пусть Европа увидит!» Но Евросоюз, который при других обстоятельствах и в других странах разразился бы осуждающими резолюциями, молчит. И это понятно...

Каким бы жестким ни был ответ Мадрида на проведение референдума — даже если завтра начнутся массовые аресты — ЕС не сможет ничего сделать. Кстати, это им дал понять премьер–министр Испании Мариано Рахой, который сказал, что неповиновение закону — это не демократия, а ее противоположность. Действия каталонцев, отстаивающих свое право на независимость, он назвал химерой, используемой для оправдания дальнейшего углубления раскола в обществе.

И это, несмотря на то что 40 тысяч человек вышли в среду на улицы Барселоны в знак несогласия с последними действиями Мадрида... Что бы мы услышали, случись такое в Минске или других близлежащих столицах?

Впрочем, не будем оглядываться назад, гораздо интереснее то, что впереди. До взбудоражившего всех события осталось ровно 10 дней, которые могут изменить не только испанский, но и весь европейский мир. Все прекрасно понимают, что если каталонский референдум состоится и его участники скажут «да», то бацилла распада распространится от Западной Европы до Корсики. Проблема сепаратизма, которая существовала в Евросоюзе всегда и, чего греха таить, зачастую являлась политической игрой между местными и центральными политическими элитами, после брексита перестала быть игрой.

Кстати, события в той же Испании ярко это иллюстрируют. Ведь сторонники отделения Каталонии появились не вчера, а референдум о независимости запланировали три года назад, в 2014 году. Но прежние каталонские политики шли к независимости медленно, увлекаясь скорее процессом, чем целью.

Может, так и шло бы дальше, если бы центральные власти не перегнули палку и не лишили умеренного каталонского лидера Маса права занимать государственные и выборные должности за проведение опроса — всего лишь опроса! — о референдуме.

Катализатором новых процессов стал нынешний президент женералитета (правительства) Каталонии Карлес Пучдемон. Этот яркий политик и журналист с говорящей фамилией просто игнорировал запрет Конституционного суда и в считаные месяцы довел дело до конца, распечатав бюллетени и т.п.

Разгром типографии, уничтожение бюллетеней и арест политиков, занимавшихся подготовкой референдума, стал ответом властей, разделяющих, как сказал Рахой, демократию и неповиновение закону.

Брюссель молчит... Но если референдум о независимости Каталонии все же состоится и идею суверенитета поддержит большинство ее жителей, что тогда?

Тогда многие вспомнят слова главы Еврокомиссии Жан–Клода Юнкера, который недавно в раздумье сказал: «Кто я такой, чтобы давать советы тысячам каталонцев...»

Эта невольно вырвавшаяся реплика лучше всего передает растерянность Евросоюза, который сегодня оказался перед трудным выбором. Юнкер так описал его: «Мы всегда говорили, что будем уважать решение испанского парламента. Но если это будет «да» (голосование за независимость Каталонии), тогда мы будем уважать их мнение. Но Каталония не сможет стать членом ЕС на следующий день. Ей придется пройти тот же процесс, который проходили страны для присоединения к ЕС после 2004 года».

Замечание Юнкера про присоединение к ЕС скорее для проформы. Ведь ясно, что Испания как член сообщества никогда не даст добро на этот процесс. Эти слова обозначают на самом деле то, что у нынешних европейских лидеров нет стратегии на случай, если каталонский прецедент состоится. Сегодня Евросоюз столкнулся с такими серьезными проблемами и угрозами, которые требует кардинально нового политического инструментария. Декларации и заявления тут не подойдут.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter