Made in где?

Когда вы думаете о Китае, вы думаете о товарах с маркой Made in China — ассоциация неизбежная, хотя и не всегда радующая...

(Продолжение разговора, начатого в № 211.)


Когда вы думаете о Китае, вы думаете о товарах с маркой Made in China — ассоциация неизбежная, хотя и не всегда радующая. «Самый большой в мире сборочный цех», — думает о Китае Павел Л. из Парижа. Ему вторит Юрий Ф. из Минска: «Сборочный цех мира, дешевизна, много».


Сомневаюсь насчет Греции, но не по поводу Китая — здесь действительно есть все и практически все здесь и производится. Правда, как верно заметила Галина Ю. из Бобруйска: «Я спрашивала людей о Китае — при вопросе сразу вспоминают плохое качество товара. Так что репутацию китайцы заработали не лучшую». К сожалению для самих китайцев, это правда. В оправдание можно сказать лишь то, что на самом деле в Китае умеют делать все, потому что многое из того, что продается в дорогих магазинах Лондона, Парижа и Нью–Йорка, тоже произведено в Китае. И, кстати, у британцев, американцев и французов китайский товар не ассоциируется с плохим качеством. Попробуем разобраться почему.


Производитель ориентируется на покупателя, верно? В данном случае — на закупщика, который приезжает в Поднебесную выбирать товар для своих бутиков, магазинов и рыночных лавок. Цель у закупщика какая? Правильно — купить подешевле. Цель у продавца (производителя) какая? Правильно — продать, желательно подороже. Спрос рождает предложение. Так что первую скрипку и главную дудку в ассортименте китайских товаров, которые вы покупаете, играют не столько китайские производители (у которых, как мы знаем, есть все), сколько белорусские закупщики.


За много лет в Китае я узнала массу историй о том, как работает эта система. Рассказывает моя приятельница, которая последние лет десять производит в Китае сумки для продажи в России и сопредельных странах (в Гомеле я их тоже видела). Приезжает она на фабрику, с которой работает не первый год. Но если не первый, это вовсе не означает, что ей положены скидки и особое отношение. Ничего подобного: каждый заказ — как первый, бороться приходится за каждый цент. Производитель называет цену. Таня: «Прошлый раз было дешевле». Производитель: «Так все дорожает, правительство велело — зарплаты рабочим повысили, материалы подорожали, краска для кожи, цены на электроэнергию повысились, на воду...» Перечисление причин, по которым подорожал товар, может занять полчаса и звучит, как правило, убедительно. Для новичка. Но наша Таня совсем не новичок, поэтому сразу спрашивает: «Дешевле можно?» Конечно. Например, цена на сумку (кожаную, из последней итальянской коллекции — есть люди, которые ездят на международные выставки и привозят каталоги) была 100 весьма условных единиц. После первого «дешевле можно?» она снижается сразу на 5 — без ущерба для качества. Следующие 5 (и, может быть, даже 10 — 20) — снова без ущерба. А вот дальше начинается колдовство. Можно заменить замки и прочую фурнитуру на внешне такие же, но другие по качеству. Можно заменить подкладочную ткань, можно уменьшить припуск на шов (поэтому, дорогие женщины, подкладка в вашей сумке так быстро рвется)... И таких «можно», которые заметны только специалистам, множество. В результате Таня (а за ней и мы) получает для глаза и на ощупь красивую, но не самую прочную сумку, которую она продает своим закупщикам раза в три дороже, чем заплатила сама. Где–то такая накрутка в цене оправданна: транспортные расходы и растаможка (если «белая») стоят недешево. Но, как говорит один наш знакомый российский предприниматель: «Если я не могу поставить две цены, зачем работать?» А теперь считайте сами, какой должна быть изначальная стоимость товара в Китае, чтобы вы его считали дешевым, — после транспортировки, растаможки и прочих неизбежных расходов (аренда магазина, зарплата продавцам, налоги, коммуналка и т.д.). В общем, не сомневайтесь: китайцы могут делать все — и хорошее, и то, что при неумелом обращении сразу развалится в руках (как говорит Сергей Г. из Гомеля). Просто когда платишь за товар три копейки, не стоит ожидать, что он будет вести себя на три рубля. У каждого качества своя цена.


Но прав и Артем М. из Минска со своей ассоциацией: «Товары низкого качества. Либо нам «высокого» не привозят, либо не говорят, что это китайские вещи». А вот это, Артем, совершенно верно. Танины сумки в Беларуси продают как российско–итальянские (лично видела). Когда я ей об этом сказала, она рассмеялась: «Это еще что! В Москве они идут как чистая Италия». Так что не только китайцы повинны в своей репутации — мы к этому тоже руку приложили.


Самим китайцам куда больше понравились бы слова Ольги Ф. из Гомеля: «Приятные ассоциации из детства — тонкий красивый фарфор, обалденные мягкие полотенца, шелк...» Все здесь есть, вопрос в том, сколько вы готовы за это платить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter