Мачанка, верещака или сомнительный пельмень?

Чтобы удивить туриста исконно национальными белорусскими блюдами, мало быть просто хорошим поваром.

Тут все просто: атмосфера вкупе с природой, убранством сельского домика как нельзя лучше «подействует» на посетителя. И он потянется именно к мачанке или верещаке, а не к полуфабрикатным пельменям «Белорусские» (которые, кстати, к национальной кухне не имеют никакого отношения). Кухня усадеб станет лучшим местом для лоббирования национальных блюд. В то время как фестивали вроде «Мотальскiх прысмакаў» будут прививать отечественные, народные (а значит, интересные иностранцу) блюда как бы «сверху», а не «снизу».

Пока, насколько я могу судить, у предприимчивых людей, открывающих объекты сельского туризма, их гостей довольно низкий уровень знаний о белорусской национальной культуре питания. Вы спросите: почему? Наверное, люди не представляют себе нашу кухню как цельный пласт культуры. Белорусские блюда в общественном сознании — «островки» вокруг русских и украинских «материков». Дело в том, что кулинарные шедевры нашей страны однажды были максимально унифицированы с общесоветской культурой питания. Все послевоенные попытки придать белорусской кухне национальное лицо и колорит были достаточно непоследовательными и часто даже искусственными. Например, рецепт «Смаженки по-белорусски» придумали директивно, потом его распространили по ресторанам, столовым и внесли в рецептурные сборники. Но исконно белорусским этот рецепт не является. Вообще, существуют и другие псевдобелорусские блюда, утратившие, в большинстве случаев, связь с кулинарной практикой наших предков. Но позиционируются как... «белорусская кухня». Вы скажете: ну и что? Свыкнемся, примем эту кухню за свою и — будет все нормально! Да нет, по-моему! И белорус может почувствовать, «распробовать» кулинарную фальшивку, не говоря уже об иностранце.

Развивая сельский туризм, необходимо «внедрять» в меню усадеб как можно больше исконно белорусских блюд! Это мое глубокое убеждение.

Однако как же отыскать кулинарные «корни», спросите вы? Надо найти «первоисточник», узнать, каким образом то или иное блюдо готовилось изначально. Тогда комплекс блюд станет восприниматься в виде системы, все части которой будут взаимосвязаны. Нужно просто иметь желание в этом покопаться! А если учесть, что многие агроэкотуристические усадьбы предлагают «многонациональную» кухню с большим количеством частично мутировавших со временем рецептов, меню из 10—12 истинно белорусских блюд произведет фурор. Возможно, со временем Беларусь попадет в список стран, значащийся в блокноте каждого любителя дегустационного, так называемого «гурманского» туризма. Плюс у нас это все будет не в городах, а на лоне природы, в деревне!

Не сомневайтесь: «родословная» у наших блюд не хуже, чем у карпаччо с бефстрогановым. Например, верещака. Является одним из возможных вариантов мачанки, то есть мясного соуса, в который макаются блины. Она возникла в середине или второй половине XVIII века, и ее изобретение приписывают кухмистру Августа Понятовского — историки в этом вопросе не пришли еще к единому мнению. Предположительно название блюда происходит от фамилии того самого королевского кухмистра. А вот популярность блюду в ХIХ веке принесло... совпадение названия с фамилией возлюбленной Адама Мицкевича Марыли Верещаки. Как вам? Звучит? А ведь для избалованного иностранного гурмана главное — подоплека, подтекст, смысловое наполнение, «закрепленное» за тем или иным блюдом!

Интересно, умеете ли вы правильно готовить верещаку? Если нет — учитесь! На один 800-граммовый горшочек нужно взять 200 граммов свиных ребрышек, 200 граммов крестьянской колбасы, 100 граммов сала, головку репчатого лука, две столовые ложки пшенной муки. Колбасу кладем в холодную воду и варим минут пять. Достаем. В эту же воду опускаем ребрышки и вывариваем их минут 15—20. Режем сало и лук брусочками или кубиками и отправляем поджариваться на сковороду. И муку поджариваем до золотистого цвета на несмазанной сковороде. (Она должна придать верещаке запах... орехов.) Нарезаем брусочками колбасу. Закладываем в горшочек ребрышки, колбасу, сало с луком. Можно добавить перец, лавровый лист и чеснок. В остывшем бульоне разводим муку и выливаем туда же, в горшок. Залитое бульоном блюдо ставим минут на двадцать в духовку. Когда закипит, убавляем огонь и на медленном томим минут 30—40. Готово! Можно подавать с блинами или картофелем в «мундире»...

Алесь БЕЛЫЙ, доктор исторических наук, автор книги «Наша страва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter