Исследуем участок трассы М1 – от Минска до границы с Крупским районом

М1 – километр рубль бережет

Что будет, если на заправке самой длинной в стране магистрали исчезнет свет, у кого на дороге могут слить солярку и как не спутать гостиницу с… туалетом

Что будет, если на заправке самой длинной в стране магистрали исчезнет свет, у кого на дороге могут слить солярку и как не спутать гостиницу с… туалетом 


ПОМНИТЕ Рязановский фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», где в ходе сюжетных перипетий самолет Ту-134 экстренно садится на минскую автостраду? Все так и в реальной, а не киношной жизни. На трассе М1 Брест—Минск—Москва протяженностью порядка 600 километров несложно посадить даже истребитель. Два года назад, напомню, под Барановичами на «бетонку» сели сразу шесть боевых машин. К слову сказать, магистраль строилась к московской Олимпиаде-1980. И до сих пор не потеряла своего «лица». Не случайно дальнобойщики называют ее лучшей в стране. Сегодня я задался целью исследовать участок трассы М1 – от Минска до границы с Крупским районом, на котором особенно оживленное движение. Узнать, где  пообедать и в какую копейку это обойдется? Что делать, когда бензозаправки не смогут обслужить своего покупателя?


ТРАССА пролегает южнее Минска. Выезжаем со стороны поселка Привольный в Минском районе. На дороге указатель: Борисов — 72, Орша — 199, Москва — 701 километр. Водителю все предельно понятно. 

Через 10 километров Смолевичский район. По левой стороне бензозаправка ПО «Белоруснефть». Там же кафе с кухней-бистро, предлагающей белорусские национальные блюда. Стоимость блинчиков или драников около 20 тысяч рублей. Ждать блюдо — несколько минут. 

На заправке билборд с надписью Bell-Toll. Все верно — за удовольствие нужно платить, ведь качество трассы почти безупречное. 

На бензозаправке предупреждают: штрафы за неуплату высокие.

— За два часа бесплатной езды в размере 100 евро придется заплатить за легковой автомобиль и 260 за грузовой, — показывает сотрудница Bell-Toll карту платных дорог Беларуси. Правила пользования трассой размещены на стенде у кассы на бензозаправке. — Платят за дорогу все грузовые и легковые авто, не зарегистрированные в Таможенном союзе. Минимальный размер — 25 евро, максимальный — 350 евро.

На моей машине номера белорусские. Значит, платить не нужно. Кстати, карту сотрудница Bell-Toll дает мне бесплатно. Из нее узнаю, что М1 — для названной выше категории водителей полностью платная. На других дорогах — М4, М5, М6 — деньги берут за отдельные участки. 

Находчивые туристы могут использовать карту как ориентир на дороге. Основные трассы есть (хотя далеко не все). Более-менее крупные города нанесены. Нет только условных обозначений: например, всех озер, рек, мостов, границ областей. 

Водитель Лиозненского лесхоза Сергей П. возвращается из Минска на «Газели». Он сетует, что платные дороги для его организации неподъемные:

— В Минск и обратно — 700 тысяч рублей. Лучше сэкономить: воспользоваться объездными тропами, за которые не нужно платить. Экономия около 400 тысяч рублей за рейс.

Маршрут такой. На участке до Крупок нигде не свернешь, деньги вносит по тарифу. А перед Крупками, как и многие его коллеги, сворачивает — дорога до Толочина и дальше бесплатная. Идет параллельно «олимпийке».

Еду дальше. Сразу за бензозаправкой, возле деревни Заямное, пешеходы устроили несанкционированный переход. Перебегают дорогу рысью, прямо перед машинами. От нарушителей ПДД не спасает даже забор высотой в полтора метра. Берегись водитель, называется. Впрочем, благоустроенного пешеходного перехода, как и подземного,  не наблюдается. 

Временно исполняющий обязанности начальника отдела ГАИ Смолевичского РОВД Виктор Ротченков признает проблему, но утверждает, что за последние годы ДТП с участием пешеходов здесь не фиксировалось.  Экипажи ГАИ дежурят постоянно, ловят нарушителей. 

ЧЕРЕЗ десять километров еще одна заправка «Белоруснефти». Еще дальше, у развилки на Национальный аэропорт Минск — АЗС А-100 № 22. Нужно остановиться и заправиться. Бензин здесь, как и везде: АИ-95-К5 Евро — 11900 рублей, АИ-92-К5 Евро — 11100, газ марки ПБА — 6300, ДТ Евро5 — 12300, Adblue — 6500 рублей. Работают магазин A-store, мини-кафе. Ни мойки, ни подкачки шин, ни обменника нет. Чтобы заезжему гостю поменять валюту, нужно ехать в Смолевичи или аэропорт. 

Вижу на трассе мотель, торможу. Сутки здесь обойдутся в 350 тысяч рублей. Оплатить можно и по карточке, что удобно иностранцу. В смолевичском гостиничном комплексе «Озерный» номера от 280 тысяч рублей. А в отелях в Крупках и Толочине можно снять их от 160—180 тысяч рублей за сутки.  

Рядом с мотелем беседка, бесплатная автостоянка. Постояльцы поделились со мной впечатлением о мотеле: «Вода в душе, в кране с неприятным запахом», — утверждает Виктория С. из России. «Внешний вид совсем не мотельный. Легко спутать с туалетом, нет никакой вывески крупными буквами. Ночью пару раз дергали дверь дальнобойщики, искали туалет», — делится Виктор С.  

Хотя, как по мне, мотель на трассе —  уже счастье для проезжего люда. Он сооружен из морских контейнеров, специально переделанных под жилье. Внутри стол и санузел с душевой кабиной, раковиной и собственным бойлером. Плюс доступ к wi-fi (правда, сигнал неустойчивый), свежее постельное белье, хорошая звукоизоляция. Чем плохо? 

Всего в орбите придорожного сервиса Смолевичского района шесть кафе, три ресторана. Что до отелей, то,  помимо уже упоминавшегося «Озерного», есть еще один гостиничный комплекс частной формы собственности недалеко от озера Волма, его можно найти на трассе Смолевичи—Самохваловичи—Негорелое: ресторан «Огонек», 10 корпусов — в каждом сауна, бассейн, спортзал, бильярд. А рядом с кафе «Трактир Клевый», кроме гостиничных номеров, детская площадка, летние беседки, баня, платная рыбалка. Возле большинства объектов придорожного сервиса автостоянка. К тому же, говорит главный специалист отдела экономики Смолевичского райисполкома Степан Бурлака, в районе 10 заправок. На них предусмотрены кафетерии или выносная торговля. 

ВЪЕЗЖАЮ в Борисовский район. Кафе у дороги через каждые 8—10 километров. Останавливаюсь у «448-го километра». Под кафе с таким названием переоборудовали обычный пассажирский вагон, обшили сайдингом. На дверях вывеска: «Технический перерыв», но Елена В., владелец точки общепита, соглашается пообщаться (при условии, что не буду фотографировать). По ее мнению, поистрепавшаяся вывеска совсем не украшает фасад кафе-вагончика. Елена планирует сделать ремонт. Но, по ее словам, реклама для дальнобойщика — дело второстепенное. Главное — вкусная и относительно недорогая еда. Тогда посетители будут снова и снова возвращаться:

— Обеды всегда горячие. Стоимость их — около 50 тысяч рублей за комплекс (первое, второе, чай). Из национальных блюд могу предложить пюре, драники, салат из свеклы. Меню на трех языках — русском, английском и немецком.

Туалет бесплатный. Для звонков по Беларуси Татьяна предлагает сим-карту. Стоимость подключения — 40 тысяч рублей. Прибыли никакой от такой услуги (стоит она, как в салоне связи), нужна, скорее, для имиджа, чтобы угодить в случае чего туристу.   

В придорожном сервисе Елена занята больше 10 лет. Наработала постоянных клиентов — из Польши, Чехии, России. 

— Хотя в последнее время поток гостей иссяк. Бывает, что людей вообще нет. В среднем же доходит до десяти в день, — подытоживает собеседница.  

По соседству с кафе платная автостоянка. За забором всего две машины. Оставить технику на ночь стоит 50 тысяч рублей. Но охранник Сергей только разводит руками:  

— Дефицит посетителей. Даже поляки в машинах на обочинах стали ночевать. Не хотят тратить лишние деньги. А про россиян вообще молчу. Все стали экономить. 

По словам Сергея, на ночлег оставляют всего пару-тройку машин. Выручки не хватает даже за свет оплатить, не говоря о ремонте самой автостоянки. 

Хотя такая экономия чревата для самих водителей. Дальнобойщик из Барановичей Сергей В. рассказывает, как у него украли из бака солярку: «Остановился переночевать на обочине. А уже в России смотрю — 200 литров не хватает в другом баке. Но поздно спохватился. Куда на полпути возвращаться? В милицию поэтому и не звонил. Придется возмещать ущерб из своей зарплаты…»

Через километр — гостиничный комплекс. Двухэтажная гостиница, одноэтажное кафе, охраняемая автостоянка с асфальтобетонным покрытием. Билборд сразу на трех языках — немецком, польском, русском. 

ТОЛЬКО вокруг — ни души. На платной стоянке — несколько машин. Посетителей в баре нет. Лишь одна фура у гостиницы.

— Комплекс продается — около 700 тысяч евро, — делится со мной администратор. — Содержать стало невыгодно. Цена в кафе за обед у нас выше в среднем на 40 тысяч, чем у соседа. Да и номера достаточно дорогие. В городских гостиницах дешевле переночевать в среднем на 100—200 тысяч рублей. 

Стоимость номера — 320—960 тысяч рублей в сутки. Рубли принимают белорусские, но подписи под ценником еще в российских рублях, долларах и евро. 

Номера комфортные — кондиционер, ванная с душем, набор личных гигиенических и косметических средств, городская и международная телефонная связь. К услугам высокоскоростной доступ в интернет (wi-fi), телевидение. Работает массажный кабинет, а также баня, вода из артезианской скважины. 

Еду дальше. В кафе «Борисовчанка» — единственном придорожном Борисовского райпо — каждую неделю новое меню из национальных блюд: мачанка, колбаски, салаты. Но самое популярное блюдо у водителей — солянка. Вместо компота можно заказать березовый сок. Всего обед обойдется в 60 тысяч рублей. Чашка горячего кофе — копейки: от 8 до 13 тысяч рублей. Кафе работает круглосуточно.

— В Борисовском районе 28 объектов придорожного сервиса, — говорит исполняющая обязанности начальника отдела торговли и услуг Борисовского райисполкома Ольга Исина. — На трассе М1 около 10 частных кафе, три автозаправки. Возле деревни Новосады строится гостиничный комплекс. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2015 года. 

СОБСТВЕННИКИ благоустраивают прилегающие территории. К примеру, с хорошим вкусом оформлены автозаправочные станции Борисовского филиала УП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». Помогли создать красоту малые архитектурные формы, клумбы, газоны, цветочные композиции.

В объектах общепита предлагают дополнительные услуги: комплектование наборов в дорогу, заправка термосов кипятком и горячими напитками, зарядка мобильных телефонов, организована продажа сувенирной продукции и предметов первой необходимости.

Что ж, похоже, голодным на трассе путник не останется точно. И времени на обед уйдет немного. Меню как для водителей с достатком, так и бюджетные варианты. Да и переночевать найдется место. По десятибалльной системе трассу можно оценить на девять баллов. Плюс к форс-мажору объекты придорожного сервиса, в частности, автозаправки, готовы. Как пояснил заместитель начальника отдела логистики нефтепродуктов и АЗС управления нефтепродуктообеспечения РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Сергей Воробей, их проекты предусматривают подключение к дополнительному источнику электроснабжения до восстановления постоянной подачи электричества. Пока ехал по трассе, кстати, периодически шел дождь, была гроза. Молния ударила в дерево, и оно упало на линию электропередачи. На некоторых бензозаправках отключился свет. Но покупка продуктов или заправка машины не превратились в проблему благодаря аварийным генераторам. 

P.S. Поскольку трасса одна из самых длинных в Беларуси, имеет смысл рассказать нашему читателю об остальных участках -1: Крупки — граница с Россией, Минск—Брест. Чем и займемся в последующих публикациях. Читайте и выписывайте «СГ»!

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter