«М@rt.контакт» и новый театральный формат

Татьяна Орлова: Творческий проект пользуется хорошей репутацией в белорусском театральном пространстве

140 СПЕКТАКЛЕЙ из разных стран мира, 50 тысяч зрителей и аншлаги в залах... Все это десятилетняя биография Международного молодежного театрального форума «М@rt.контакт», который в эти дни проходит в Могилеве. Профессиональная площадка из года в год собирает театралов Беларуси и зарубежья: молодых актеров, режиссеров и, конечно, именитых театральных критиков.


Сцена из спектакля «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова»
Санкт-Петербургского театра «Мастерская».

ОДИН из них — профессор Института журналистики Белорусского государственного университета Татьяна Орлова. Татьяна Дмитриевна, которая выступает экспертом  на «М@rt.контакте»  с первых лет его существования, уверена: форум — это школа не только для начинающих театралов, но и для корифеев сцены:

— Творческий проект пользуется хорошей репутацией в белорусском театральном пространстве. Здесь есть чему поучиться молодым режиссерам и актерам, а также нам, критикам. Этим он интересен для меня и моих коллег, и если даже нас сюда не будут приглашать, мы намерены приезжать сами. Форум дает новые идеи, формы, мысли, которых затем хватает на целый год, чтобы жить, творить и сравнивать.

«М@rt.контакт», по мнению Татьяны Орловой, явление уникальное для Беларуси. И не только творчески, но и с точки зрения поддержки местных властей и спонсоров. Причем делается это не только ради престижа города. Параллельно с театральным праздником растет и уровень театрального искусства страны. 

Допустим, Могилевский областной драматический театр. За годы проведения фестиваля его профессиональная планка заметно выросла: театр считается одним из лучших в стране. В лучшую сторону поменялась его эстетика, она не поверхностная, а, наоборот, новаторская. Это, конечно, воспринимают далеко не все зрители, но это заставляет зал думать.

 С другой стороны, «М@rt.контакт» дал провинциальному театру возможность завязывать новые творческие связи. О могилевской драматической труппе узнали за пределами Беларуси, стали чаще приглашать на разные международные фестивали. И теперь в порядке вещей обменные гастроли со многими театрами Европы. Красноречиво подтверждает такое сотрудничество то, что новый главный режиссер театра Саулюс Варнас из Литвы в Могилеве уже третий сезон, а ведь все начиналось с «М@rt.контакта», мастер-классов режиссера и совместных проектов. Кстати, хозяева форума подготовили к показу спектакль по пьесе Игнация Виткевича «В маленькой усадьбе» в постановке Саулюса Варнаса. В театре не скрывают: это один из лучших творческих проектов за последние годы.

После торжественного открытия зрители увидели спектакль «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Ну а саму фестивальную программу открыла постановка Могилевского областного театра кукол «На дне». Она, с моей точки зрения, как никогда точно характеризует тематическое направление «М@rt.контакта».

ПОСТАНОВКА премьерная, готовилась полгода, впервые на суд зрителей была представлена 28 ноября прошлого года. Но в театральную программу руководство театра решило спектакль не включать. Во-первых, чтобы подогреть интерес зрителя, и это, кстати, по факту уже получилось (на апрельские показы билетов в кассах практически не осталось). Во-вторых, чтобы получить объективную оценку представительного сообщества театральных критиков, работающих на фестивале.



«На дне» в постановке Могилевского областного театра кукол — это экзистенциальная драма. В прочтении режиссера Игоря Казакова трагедия переплетается с черным юмором, а куклы и актеры пересекают границы страшной сказки и театра абсурда, здесь нужно размышлять, здесь обличается одна из самых коварных проблем общества — алкоголизм и неустроенность быта. И главное — отсутствие надежды, без которой подняться со дна чрезвычайно сложно.

Декорации и бутафория спектакля — это отдельная история. Куклы в постановке (сделаны были по спецзаказу из силикона) ростом с человека. Усиливает визуальный эффект блистательная музыка композитора Александра Литвиновского, украшает постановку компьютерная графика, и что еще нетривиально — в кукольном спектакле заняты драматические актеры Иван Трус и Азиз Азимов.

uskova@sb.by 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: БелТА
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости