Люцерна или кукуруза: громко о том, о чем молчит корова

По какому пути идти сельскому хозяйству Беларуси
По какому пути идти сельскому хозяйству, каким культурам и сортам отдавать предпочтение, что сделать для увеличения продуктивности животноводства, как поднять экономику хозяйств? У руководителей и специалистов сельхозпредприятий, ученых, управленцев много точек зрения по этим вопросам. Порой диаметрально противоположных.

Spor_plug 500.jpg

Открывая на страницах газеты рубрику «Спор-плуг», мы решили использовать образ самого популярного у земледельцев орудия труда. Плуг, не только дающий земле новую жизнь, но и поднимающий пласты мысли, разделяющий и соединяющий. Надеемся, что разные взгляды дискутирующих будут служить общему благу.

Начнется «Спор-плуг» с кормов. В этой отрасли больше всего проблем, сдерживающих развитие животноводства. Много копий сломано вокруг кукурузы. Одни специалисты считают: она вдоволь накормила скот. Другие винят «королеву полей» в болезнях, раннем выбытии животных, требуя больше выращивать трав. Кто прав? А может, истина посередине?

Поспорить по этой проблеме решили агрономы Дзержинского района — начальник цеха растениеводства филиала «Правда-Агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» и заместитель директора по растениеводству ОАО «Боровое-2003».



Павел ЖУРАВСКИЙ против Виктора КУРИЦКОГО



К.: — В прошлом году наше хозяйство обеспечило научно обоснованное соотношение сенажа и силоса 1:1: по 14,5 тысячи тонн. И получили результат: 7500 килограммов молока от коровы.

Ж.: — Такое жесткое соотношение вовсе не обязательно. Мы заготовили 19 тысяч тонн сенажа и 24 тысячи – силоса. Кукурузы больше, но и надои тоже — свыше 8 тысяч.

К: — Но избыток силоса ведет к росту заболеваний желудочно-кишечного тракта животных, увеличивается их выбытие.

Ж.: — Значение имеет не то, сколько силоса попало животным, а каков он, из какой кукурузы приготовлен. У нас только импортные сорта — немецкой или французской селекции. От белорусских отказались: дают слабые урожаи зеленой массы и малый выход энергии корма, что отрицательно сказывается на продуктивности животноводства. У отечественных сортов ниже высота стебля. Их урожайность 300—400 центнеров зеленой массы с гектара, импортных — в полтора раза больше. 

К.: — Позвольте не согласиться. При выборе семян кукурузы надо обязательно учитывать соотношение цена — урожай. 

Ж.: — Хотя затраты на импортные выше, они окупаются отдачей кормов: получаем больше молока и мяса. Силоса из зарубежных сортов больше с гектара, и он содержит до трети килограмма кормовой единицы. Белорусские сорта дают лишь 0,23. 

К.: — Питательность силоса зависит от количества и качества зерна кукурузы в нем. Надо правильно выбрать сроки уборки. 

Ж.: — Согласен. Но при одинаковых условиях у зарубежных сортов всегда больше початки. Поэтому они и выигрывают. У белорусских иногда уже листья желтеют, а зерно недозрелое для уборки на силос. У импортных и при зеленой листве початок бывает готовым. От этого качество корма всегда лучше. Но в любом случае зерно после уборки комбайном должно быть разрушенным. Тогда оно усвоится коровой. Целое же пройдет транзитом через желудочно-кишечный тракт и не принесет отдачи продукцией. Хочу заметить, что мы обязательно закладываем силос с консервантом. 

К.: — А мы обходимся и без него, потому что консервант стоит больших денег. 

Ж.: — Лучше сегодня раскошелиться, чтобы завтра иметь больше животноводческой продукции. Экономия здесь неуместна. Однако я не сторонник поставить крест на белорусских сортах. Селекционеры должны дальше работать в этой сфере, чтобы догнать Запад. 

К.: — Мы используем только отечественные сорта кукурузы. На импортные нет денег. Но, на мой взгляд, и от белорусских можно получить хорошую отдачу, если умело с ними работать. Кроме того, значение имеет погода. В прошлом году кукуруза дала по 250 центнеров с гектара из-за засухи. В 2013-м — в полтора раза больше.

Ж.: — Нам даже погода не помешала собрать в прошлом году 450 центнеров. Вот что значит импортные сорта. 

Одновременно замечу, что если у нас кукурузы в рационах чуть больше, это не значит, что хозяйство против трав. Их достаточно, чтобы правильно балансировать рационы. Предпочтение отдаем люцерне, но сеем ее не в чистом виде, а в смеси с фестулолиумом. В результате у сенажа больше энергии и кормовых единиц, лучше качество и поедаемость. Значение имеют и семена этой культуры: российские не берем, они дают слабые урожаи, предпочитаем западноевропейские. Фестулолиум вносит дополнительный сахар в корм. Следует учитывать, что люцерна медленно сохнет, а фестулолиум — быстро. Он забирает лишнюю воду у бобовой травы, и средняя влажность корма падает. Для того чтобы получить четыре укоса люцерны, первый начинаем очень рано. За дело беремся, когда бутонизация только начинается.

К.: — Если стремиться к четырем укосам люцерны, а не к трем, это сокращает срок ее использования с 4—5 лет до 3. 

Ж.: — Опять же надо просчитывать выгоду. Что лучше: дополнительный укос и затраты семян на перезалужение или реже убирать и меньше использовать семена? Ученые пока точного ответа не дали. Считаем, что поступаем с выгодой для предприятия. 

Мы тоже будем стремиться к соотношению сенажа и силоса 1:1. Но площади под кукурузу уменьшать не станем. Выход видим в увеличении урожайности трав. Купим новые, более продуктивные сорта люцерны. Подсеем ее под однолетние травы. Их уберем через месяц, что позволит уже в этом году получить два укоса бобовых. 

К.: — Наши земли отличаются от «Правды-Агро». Преобладают супесчаные, подстилаемые гравием. А у них суглинок. У нас стоит чуть подсушить, и сразу недобор урожая. Поэтому стремимся больше выращивать клевера. Я не против люцерны. Но для нее нужны специальные земли. На первых попавшихся сеять нельзя. У нас люцерны всего 150 гектаров. Получаем стабильно три укоса, при благоприятной погоде набегает и четвертый. Наметили увеличить площади под люцерну до 250 гектаров. 

Клевер выращиваем в смеси со злаковыми травами. Подсеваем его ежегодно под озимую рожь до 300 гектаров. После уборки основной культуры осенью успеваем сделать еще один укос клевера. А на следующий год получаем два-три. Если эта культура в чистом виде, то используется только год, а в смеси — два, иногда даже три года.

РЕФЕРИ В ПОЛЕ

Анатолий АСТРЕЙКО, заместитель начальника Дзержинского райсельхозпрода:

— У каждого специалиста  своя правда. Импортные сорта кукурузы действительно дают больше зеленой массы. Однако надо обязательно учитывать затраты на семена, чтобы не проиграла экономика хозяйства. В прошлом году тонна белорусских сортов стоила 13 миллионов рублей, импортных — 40—50. В 2015-м соответственно — 22 миллиона и 80. Не стоит забывать и о том, что иногда зарубежный сорт дает 0,23 кормовой единицы на килограмм силоса, а белорусский — 0,35. Все зависит от опыта и подготовленности агронома. 

У «Правды-Агро» надои выше не оттого, что там больше силоса. Имеют значения многие факторы. Какой силос и сенаж, уровень племенной работы, ветеринарное и зоотехническое обслуживание, содержание животных и многое другое.

Действительно, как сказал Виктор Курицкий, надо стремиться к пропорции 1:1, чтобы уменьшить заболеваемость животных, которая может возникнуть при избытке силоса. В «Правде-Агро» это понимают, поэтому и уделяют большее внимание люцерне. Преимущество бобовых трав: они дают столько же или даже больше с гектара полезных веществ для скота при меньших затратах на возделывание, чем кукуруза. Поэтому, не отвергая ее, считаю, что надо больше площадей отводить под травы ради экономической выгоды. 

gedroiz@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter