Откуда на белорусском рынке подделки люксовых брендов?

Люкс по цене ширпотреба

Годовой оборот нелегальных товаров в мире в этом году может достичь 1,82 триллиона долларов. Такие данные приводятся в Глобальном отчете о контрафакции брендов. Много ли фейковых сумок, обуви, одежды на нашем рынке?

Стилист Анастасия Барщевская анализирует ассортимент столичных торговых центров: подделки сплошь и рядом.

Кому нравятся реплики

Недавно в белорусском интернет-сообществе разгорелся скандал. Сразу несколько публичных персон прорекламировали на своих страницах столичный магазин, торгующий копиями брендовых сумок. «Louis Vuitton, Gucci, Bulgari, Chanel, Prada, Dior… Столько сумок в одном месте! Да, это реплики, но реплики высокого класса», — написала одна из них. Подписчики возмутились: «Как можно рекламировать подделки? Их изготовление — воровство».

Со стилистом Анастасией Барщевской отправились по магазинам. Цель шопинга — узнать, много ли у нас таких липовых товаров. Заходим в один из столичных ­торговых центров. Павильон частного предпринимателя пестрит кричащими ­лейблами.

— Вот эта сумка — из последней коллекции Louis Vuitton, — стилист показывает на объемную модель с характерным принтом. На бирке — 200 рублей. — А этот экземпляр в популярной форме седла — из коллекции Dior.

— Это натуральная кожа — 170 рублей. Есть текстильный вариант — он дешевле, — подсказывает консультант. — Сумок много. Все самые популярные модели. Но лучше не фотографировать, — настораживается продавец, заметив камеру в руках. Хозяйка запрещает.

Анастасия внимательно изучает ассортимент, а выйдя из павильона, комментирует:

— Сделано неплохо. Но качество кожи оставляет желать лучшего. Да и многие детали выдают копию. Например, надписи в оригинале не могут закрываться другими элементами, а в сумке от Dior слово Paris прикрыто верхним карманом. И оригинальные сумки, конечно, тяжелее.

В соседнем павильоне стилист отмечает более высокое качество подделок:

— Благородные цвета, качественная канва, хорошая фурнитура… Срезать дешевые бирки — и сложится впечатление, что это оригинальная Chanel.

Но цена тут выше — в среднем сумка стоит 300 рублей, кошелек — 120.

— Весь товар из Турции, — поясняет продавец.

А вот еще одно место копий. Тут миниатюрная сумочка Chanel уже стоит 800 рублей, средняя Louis Vuitton — 1300, Hermes и вовсе 5000. Можно себе представить, во сколько обойдутся оригиналы.

— Наши сумки, кошельки, ремни, шарфы качества люкс, — говорит представитель магазина.

— А правообладатели разрешили производство этих реплик? За такие деньги хочется хоть каких-то гарантий,  говорю я.

Консультант уходит от прямого ответа:

— На все товары гарантия 2 года. Среди наших клиентов немало VIP-персон. Подруга живет в Норвегии, покупала у нас сумку, говорит, за границей никто не отличает от оригинала.

Рисунок Олега Попова

Анастасия Барщевская соглашается — есть действительно очень качественные подделки. Они и стоят немало, но все равно намного дешевле, чем подлинные модели:

— Самая дешевая сумка Chanel продается за 3 тысячи долларов. Средняя цена Louis Vuitton — 3—4 тысячи. Самые дорогие модели у Hermes — 10—20 тысяч долларов. В аутлетах за границей часто можно найти сумки на хороших скидках. Но есть бренды, которые принципиально не устраивают никаких распродаж. Тот же Hermes, например.

Неудивительно, почему потребители так падки на копии известных брендов. Пока идем с Анастасией по городу, та успевает заметить:

— Вот Chanel пошла, а это Louis Vuitton спустился в переход. Подделки на каждом шагу.

Причем за ними сегодня не обязательно ехать на рынок или в торговый центр — фейками завален интернет. В частности, продавцы таких товаров облюбовали Instagram. С хэштегом #брендыминск — более 12,5 тысячи публикаций. На пике популярности — аксессуары вроде сумок, кошельков, ремней. Много копий известных спортивных брендов — Adidas, Nike, Reebok, New Balance и другие. Встречаются фальшивки люксовой одежды и обуви. Во время прогулки с Анастасией, например, нашли мужские ­ботинки Gucci за 199 рублей, куртку от Philipp Plein за 440 рублей, джинсы Dolce&Gabbana за 197… К слову, бирка на последних гласила made in Italy. И уже одно это выдает подделку. Модную одежду ведущих европейских брендов редко шьют там, где ее разрабатывают. Чаще обращаются к помощи стран, где рабочая сила дешевле. Это Китай, Малайзия, Вьетнам, Тунис, Таиланд, Турция… Там же рождается контрафакт.

Эксклюзив из подвала

Фейки высшего уровня отшивают на оснащенных по последнему слову техники фабриках. Их хозяева пользуются услугами тех же поставщиков фурнитуры, тканей и кожи, что и при производстве оригиналов. Предпринимателям найти поставщиков люксовых реплик благодаря новым технологиям не составляет никакого труда. Например, в социальной сети ВКонтакте — сотни сообществ со схожими названиями: «Люкс-копии брендов из Китая. Прямые поставщики», «Контакты поставщиков. Копии брендов 1:1». Купить базу поставщиков из Азии (а это несколько тысяч контактов!) здесь предлагают всего за 15 долларов.

Подделками занимаются не только в странах Азии. Несколько месяцев назад был ликвидирован такой цех в Одессе. Правоохранители изъяли швейное оборудование, пресс для нанесения логотипов, наклейки и лейблы на одежду. К слову, купить ярлыки известных брендов можно в свободном доступе на интернет-площадках. Например, на известной платформе Alibaba за бирку просят 0,2 доллара, но если заказ от тысячи штук, цена снижается до 0,08.

Подпольные цеха по пошиву одежды в этом году были обнаружены также в Новгородской области, в Можайском районе Подмосковья на территории полиграфического комбината, в одном из арендованных домов в  городском округе Домодедово… Причем на всех объектах трудились мигранты из Восточной Азии. Там же, в цехах, и жили. Дешевая рабочая сила, минимум расходов на транспортировку товаров — вещи от кутюрье находчивым предпринимателям обходились в копейки.



Несколько лет назад подпольное швейное производство было обнаружено и в Минске. Но что интересно, на самопальные костюмы, платья и юбки пришивались бирки и этикетки не мировых брендов, а белорусских производителей, чья качественная одежда давно завоевала авторитет у потребителей. Известно, что продукция сбывалась на одном из столичных вещевых рынков, но основная ее часть продавалась зарубеж. В 90-х годах прошлого века такой бизнес был более массовым. Но со временем он сошел на нет.

Эксперты высказывают опасения, что в ближайшее время фейковых товаров на территории ЕАЭС, в том числе и Беларуси, может стать еще больше. На прошедшем на этой неделе VII Минском международном форуме по защите интеллектуальной собственности представитель известной косметической компании Даниэль Федорков сказал, что наметилась тенденция по открытию производств фейков в Кыргызстане и Узбекистане. Это, в свою очередь, создает угрозу для рынка Таможенного союза:

— Странам ЕАЭС стоит активнее работать над созданием общего реестра объектов интеллектуальной собственности, единых условий для эффективной работы силовых и контрольных органов в разных государствах. Если в Беларуси и таможня, и милиция работают на самом высоком уровне и через эту страну даже не пытаются провезти контрафакт на территорию ЕАЭС, то по некоторым другим государствам есть вопросы.

Контрафакт? Это факт

Из-за подделок бренды несут огромные репутационные и финансовые потери. Например, в начале 2000-х они чуть было не привели модный дом Burberry к банкротству — фирменную клетку стали печатать на всем, что попало, и это сильно ударило по имиджу компании. Бренды пытаются защищать себя. В прошлом году в ходе международных операций, в которых приняли участие бренды с мировым именем, сообщает rg.ru, было удалено 130 тысяч несанкционированных рекламных объявлений, деактивировано более 5400 сайтов с нелегальным контентом и удалено более 44 тысяч записей в соцсетях. Председатель Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Альберт Таипов рассказывает:

— Контрафакт наносит ущерб экономике государства, престижу страны, подрывая в том числе и инвестиционный климат. Всеми государствами признано, что контрафакция является ударом по национальной безопасности. В первую очередь это связано с тем, что существующие в мире террористические организации активно занимаются подделками, чтобы финансировать закупку оружия, вести военные действия, создавать нестабильную обстановку в тех или иных регионах мира. Известно, что один из бывших лидеров «Аль-Каиды» носил негласное имя Мистер Мальборо — за сутки он продавал контрафактных сигарет одноименной марки более чем на миллион долларов.
По данным Международной торговой комиссии США, в начале 1980-х убытки от производства копий составляли 5,5 млрд долларов, к середине 1990-х эта сумма достигла 200 млрд долларов. Уже тогда фейковых аксессуаров Louis Vuitton, Gucci и Versace было значительно больше, чем оригинальных изделий
Сегодня в Беларуси существуют нормы законодательства, которые позволяют полностью перекрывать поставку контрафактной продукции, говорит Альберт Таипов:

— Но правоприменительная практика не дает таких оптимистичных показателей в отношении эффективной борьбы с нелегальной торговлей. Невозможно возле каждой торговой точки поставить сотрудника правоохранительных органов, невозможно отслеживать онлайн-торговлю, а контрафактная продукция сегодня почти полностью перешла в интернет. Кроме того, многие подделки поступают через международные почтовые отправления. Недобросовестные предприниматели завозят товары мелкими партиями через множество подставных лиц, а затем продают. Это те болевые точки, которые требуют системной работы, и не только в Беларуси, но и в других странах ЕАЭС.

Есть еще один важный нюанс, мешающий наказать мошенников. За нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности в нашей стране предусмотрена как административная (ст. 9.21 КоАП), так и уголовная (ст. 201 УК) ответственность. Однако административный/уголовный процесс по подобным нарушениям начинается исключительно по заявлению правообладателя либо его законного представителя, рассказывает временно исполняющий обязанности начальника 5-го отдела УБЭП ГУВД Мингорисполкома Юрий Пицко:

— Таким образом, даже при наличии подтвержденных данных о фактах реализации подделок товаров известных брендов без наличия заявления правообладателя либо его законного представителя привлечь нарушителя к ответственности невозможно.


Кстати, в этом году сотрудниками УБЭП был установлен факт реализации в столичном ТЦ «Замок» обуви под товарным знаком New balance на общую сумму 78 000 рублей в нарушение прав на товарные знаки. В отношении индивидуального предпринимателя был составлен административный протокол, решением суда на него был наложен штраф. Еще один факт реализации фейковой обуви этого же бренда был установлен в помещении по улице Железнодорожной.

Важно понимать, что не у всех мировых брендов есть представительства в нашей стране, которые могли бы предъявить претензии к нарушителям закона. Да и рынок подделок у нас все-таки не настолько масштабный, чтобы причинить большой вред компаниям, чьи годовые обороты исчисляются миллиардами долларов. Многие решают просто не ввязываться в судебные разбирательства.

Сила бренда

Фейки исчезнут тогда, уверен Альберт Таипов, когда перестанут пользоваться спросом у потребителя:

— А потому очень важно с детского возраста воспитывать неприятие к контрафакту и уважение к чужому интеллектуальному труду.

Пока же белорусское население остается достаточно брендозависимым и лояльным к подделкам. Во многом это объясняется советским прошлым с его дефицитом импортных товаров, когда любая заграничная вещь становилась предметом мечтаний и вожделений. Начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна «Беллегпром» Светлана Кахро рассказывает:

— Иногда и сама слышу от наших женщин: «Сумка отличная, но на ней написано Galanteya». И люди идут на рынок и покупают копии Сhanel, Louis Vuitton, Gucci, так как оригиналы за несколько тысяч долларов не могут себе позволить. А ведь товары белорусского производства и дешевле, и качественнее этих подделок.

К слову, за границей, говорит Светлана Кахро, белорусские вещи ценятся очень высоко. О популярности отечественных брендов говорят и случаи их подделок. С ними, например, столкнулась фабрика Milavitsa. Пиратское белорусское белье было обнаружено на рынках России, Казахстана, Украины...

— Белорусские предприятия работают сегодня в условиях жесткой конкуренции. Деятельность продавцов люксовых копий на оте­чественном рынке создает дополнительные трудности. Но проблема в первую очередь не в копиях, а в отношении белорусов к своему, — уверена Светлана Кахро. — Возможно, недорабатывают наши предприятия. Нужно усиливать маркетинговую сторону, активизировать рекламную деятельность — поворачивать покупателя к себе.

Согласна с ней и председатель Республиканской общественной организации «Белорусская палата моды» Янина Гончарова:

— Копии мировых брендов будут всегда. Есть мнения экспертов моды, что некоторые правообладатели даже поощряют производство фейков, считая их бесплатной рекламой. Мол, человек, который однажды купил копию Chanel и Prada, рано или поздно захочет приобрести оригинал. Это сила бренда. Нашим дизайнерам и предприятиям легкой промышленности есть куда развиваться. Важно вкладываться в рекламу, продвигать свой бренд. Шить качественно сегодня недостаточно. Нужно уметь продавать.

Жертвы fashion-пиратов

Подделывают и белорусских дизайнеров. Председатель Белорусской палаты моды Янина Гончарова вспоминает несколько громких случаев. Спустя полгода после того, как платье в горошек Юлии Гилевич было показано на Белорусской неделе моды, его копии поступили в продажу в белорусские торговые центры. Индивидуальные предприниматели, ничего не подозревая о подделке, сделали закупку у китайских производителей.

— Демонстрация моделей на неделях моды — хороший способ доказать первенство производства такого-то дизайна или изделия. Неудивительно, что мировые бренды вкладывают немаленькие деньги в свое участие в fashion week, — комментирует Янина.

Однажды конфликт случился и внутри страны. Почти вся коллекция дизайнера Светланы Пинтель, опубликованная в интернете, была продублирована недобросовестными дизайнерами в коллекции детской одежды одной белорусской торговой марки. Благо история закончилась подписанием мирового соглашения.

Наделала шуму и история белорусского дизайнера сумок, который использовал бренды своих пяти известных коллег для создания собственной коллекции «мультибрендовая».

— Во многом виноваты были сами авторы сумок, которые не зарегистрировали объемные товарные знаки в Национальном центре интеллектуальной собственности, — комментирует Янина. — Дизайнеры в этом случае не защитили не только свои изделия, но и потребителей, которые заплатили немаленькие деньги за эксклюзив, а потом увидели его в более дешевом исполнении на каждом шагу. Нам нужно учиться грамотно вести бизнес и не жалеть денег на регистрацию товарных знаков и работу юристов.

МНЕНИЕ

Светлана Королева, патентный поверенный:

— Правообладатель заинтересован в том, чтобы поддельной продукции не было на рынке. Но принимая решение, бороться с контрафактом или нет, он исходит из тех усилий и затрат, которые повлечет эта борьба. В нашей стране правообладатель сегодня поставлен в такие условия, что в спорах по защите интеллектуальной собственности он является самым слабым звеном. Несмотря на то что он получил исключительное право на объект интеллектуальной собственности, для защиты своих прав ему приходится пройти огонь и воду. Зачастую правообладатель просто опускает руки в ходе сбора доказательств того, что он таковым является. Ему приходится доказывать, что он имеет некий объект, что этот объект распространяется на что-то, на такой-то территории, в таких-то объемах, проводить соц­опрос среди потребителей, платить за это немаленькие деньги — от 6 тысяч долларов. И не факт, что, выиграв суд, он сможет возместить затраты на сбор доказательной базы. По моему мнению, если правообладатель получил исключительное право на объект интеллектуальной собственности, он вправе рассчитывать на то, что будет обеспечена и защита этого права.

ЧТО ВЫДАЕТ ФЕЙКИ?

• Низкая цена люкса или большая скидка на него. Проверить реальную стоимость товара можно на официальном сайте производителя.

• Ошибки в названии товара или марки, например, Abibas.

• Сомнительная торговая площадка. В частности, эксперты советуют обходить стороной социальные сети ВКонтакте и Instagram.

• Низкое качество кожи, фурнитуры, швов и так далее.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter