Чем живут современные библиотеки

Людям всегда хочется с кем-то поговорить

Весна — пора не только расцветающих деревьев, но и написания дипломов и курсовых работ. Меня как студентку БГУ данная головная боль не миновала. Чтобы работа получилась качественной и действительно научной, отправилась в библиотеку. И тут же нарвалась на вопрос: зачем? Однокурсники долго убеждали, что сегодня любую информацию можно найти в интернете. Я не согласилась...

Вспомнила поход с классом в Национальную библиотеку и слова одного библиотекаря: «Знаете ли вы, что на сегодня оцифровано только 10% книг на русском языке. Поэтому ожидать, что все есть в интернете, нельзя. Там можно найти только то, что мы сами туда выложили». При поступлении в университет сразу побежала записываться в несколько минских библиотек. Моему удивлению не было предела, когда поняла, что сверстников в их стенах почти не встретить. Но — почему? Сегодня этот вопрос становится предметом размышлений очень многих людей.

В наше время мы существуем в мире кризиса ориентиров, кризиса авторитетов, когда такие четкие понятия, как читатель и автор, стираются. Это раньше священным атрибутом реальности был мир, где читать было модно и престижно, и редкой была та «птица», которая не в курсе того, что творится в литературном свете. А кому нужны библиотеки в начале XXI века? Тогда, когда любую книгу могут доставить вам домой за считанные секунды: будь то на одно из многочисленных цифровых устройств или же через онлайн-заказ. Зачем куда-то ходить и что-то черпать, если можно просто включить компьютер? Не я придумала, но мне кажется, что люди попросту перестали осознавать ценность информации, получаемой из книг. Одни социологи недавно выдвинули предположение, что класс читателей со временем будет иметь власть и престиж, связанный с обладанием все более редкой разновидностью «культурного капитала», другие же ученые считают, что этот самый класс читателей станет всего-навсего одной из субкультур, практикующей редкое хобби. 


Очевидно, что мы вступаем в интернет-эру, в условиях которой придется учиться жить и писателю, и читателю, а также библиотекам, которые раньше объединяли эти категории людей вместе. О том, что же все-таки есть сегодня, и о том, что будет с чтением книг в будущем, мы поговорили с библиотекарем минской Центральной библиотеки им.  Я. Купалы Светланой Южик (на снимке).

— Сейчас все больше людей предпочитают электронную книгу бумажной. Как вы относитесь к этому новшеству и пользуетесь ли ею сами?

— Для меня книга — это то, что я могу подержать в руках. Пусть старая, потрепанная, но если она мне интересна, то обязательно буду читать ее. А что до остальных? Когда я вижу даму пенсионного возраста, сидящую в автобусе с таким гаджетом, мне, честно говоря, даже как-то не по себе становится. Освещение никакое, серый экран, что это? Ну неживое.

— Простите, а разве ваша профессия современна?

— Она, конечно, нынче не популярна. Слово «библиотекарь» утрачивает свое классическое значение. Сейчас можно найти книги в электронном виде, поэтому читателей становится все меньше и меньше. Нужно прилагать много усилий, чтобы их привлечь. Мы не просто выдаем книги и записываем это, а в некотором роде выполняем еще и функцию массовиков-затейников. Чтобы заинтересовать молодое поколение, придумываем разные акции, флешмобы, интересные выставки и т.д. Постоянно готовим какой-то материал, а значит — учимся. И все-таки я считаю свою профессию современной. Почему? Пока жива библиотека, будет и библиотекарь, ведь люди не перестают читать. Тем более если есть современная книга, то должен быть и современный библиотекарь. 

— Что, по вашему мнению, является наиболее серьезной проблемой обычной библиотеки наших дней?

— Однозначно безденежье. На выставках такие книги шикарные продают, но, к сожалению, позволить себе приобрести многие из них мы не можем, не хватает средств. Выход? Порой мне кажется, что у нас мало платных услуг. Ведь люди сегодня привыкли за все платить. Если человек отдаст определенную сумму за тот же читательский билет, то, скорее всего, у него будет другое отношение. За счет этого покупались бы бестселлеры, соответственно пополнялся фонд. 

— Как часто завозят новые книги?

— Абсолютно новые появляются редко. Нам очень много дарят, а мы эти подарки уже обрабатываем. Назвать это новой книгой нельзя, хотя, конечно, тех же современных авторов тоже презентуют. Вот на днях постоянный читатель принес шикарные красивые издания Уильяма Шекспира и Сомерсета Моэма. А одна женщина недавно полностью обновила весь фонд дамского романа. 

— Если я попрошу вас составить описательный портрет современного посетителя библиотеки, то каким он будет?

— Наша основная аудитория — это пенсионеры и дети. К сожалению, молодежь почти не обращается. То ли некогда, то ли достаточно литературы по-за стенами библиотеки. А еще мы у себя удивляемся: почему в библиотеку не ходят филологический факультет, журналисты? Это же те люди, которые должны читать. А иногда, наоборот, поражаюсь: появился юноша, а спрашивает серьезную философскую литературу, например, того же Жан-Поль Сартра.

Среди посетителей — большое количество людей, которые только вышли на пенсию. Кстати, многие из них читают фантастику, объясняя это возможностью уйти от реального мира. Есть у нас и те, кто с основания, почти 65 лет ходит к нам. Они 1930-х годов рождения, а приходят еще сами. Людям нужно с кем-то разговаривать. Прочел произведение, хочется его с кем-то обсудить, пообщаться. Сейчас люди очень мало общаются. 

— Самые популярные книги назовете? 

— Роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков», книги Гарсиа Маркеса и произведения Ремарка. Это если говорить о не совсем современных. 

Стало интересно: проблем, задач и целей у современных библиотек и их работников много, но могут ли они считать себя таковыми, если, например, в их фонде нет последних писков литературной моды. Проведя небольшой опрос среди продавцов ярмарки «Мир книг», у меня сформировался список из пяти самых покупаемых произведений: это «Щегол» Донны Тартт, «Девушка в поезде» Полы Хокинс, «Виноваты звезды» Джона Грина, «Шантарам. Тень горы» Грегори Дэвида Робертса и «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера. В конце нашей беседы я поинтересовалась у Светланы Южик, есть ли данные книги в их фонде. К нашему общему удивлению, 5 из 5 названных изданий, хоть и в единичном экземпляре, но находились на счету библиотеки.

Значит, это не библиотеки отстают от жизни. Это мы оторвались от библиотек. Или я не права?

Знаете ли вы, что


23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Дата была выбрана в память о том, что именно в этот день в 1616 году (ровно четыре века назад) скончались всемирно известные писатели Мигель Де Сервантес и Уильям Шекспир (по юлианскому календарю), а также перуанский исследователь государства инков Инка Гарсиласо де ла Вега. Все это так, но... Если копнуть глубже, то выяснится: Шекспир умер на 

10 дней позже Сервантеса и де ла Веги. Это объясняется различными календарями, которые применяла католическая Испания и протестантская Англия. Испания жила по григорианскому календарю, а Англия — по юлианскому.

Топ-5 ярмарки «Мир книг»


Донна Тартт. «Щегол»

Роман американской писательницы Донны Тартт, вышедший в 2013 году. Глубокая, написанная легким и уникальным языком книга отражает современную действительность глазами тринадцатилетнего подростка по имени Тео Деккер. На 800 страницах автор изобразила судьбы и жизни целого поколения. А началось все с терактов в Нью-Йорке. 

Джон Грин. «Виноваты звезды»

В 2012 году современная литература для подростков пополнилась книгой, которую позже провозгласят классикой современности, а автора назовут гением. Красивая и грустная история о первой любви и отношениях двух больных раком подростков.

Пола Хокинс. «Девушка в поезде»

Роман, написанный женщиной и для женщин, поднимает достаточно серьезные, важные и остросоциальные темы. Повествование ведется от трех лиц в разные временные промежутки. Несмотря на это, судьбы девушек сплетены между собой самым невообразимым образом. А все начинается в электричке по пути в Лондон, когда разведенная, страдающая от алкогольной зависимости Рейчел видит в окне то, чего никак не ожидала и не должна была узреть...

Грегори Дэвид Робертс. «Шантарам. Тень горы»

Романы австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса богаты на события и интересных людей, а также мудрые мысли и прописные истины. «Шантарам. Тень горы» — это вторая книга, вышедшая в 2016 году, где продолжается история беглого преступника Линдсея, сбежавшего в Индию от австралийского правосудия. 

Джеймс Дэшнер. «Бегущий в лабиринте»

В начале этой молодежной антиутопии автор знакомит с 50 мальчишками, которые на протяжении двух лет живут в приюте среди бетонных стен в сердце непроходимого лабиринта.

Анастасия Ивашкевич
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter