Дмитрий Морозов из Гомеля получил высшее образование, работает в библиотеке, в свободное время программирует, совершенствует свой английский и тягает железо. Абсолютно привычное описание современного молодого человека, если бы не одна особенность: у Димы ДЦП. С этим диагнозом он живет всю жизнь и твердо уверен: люди с инвалидностью могут и должны быть активными, приносить пользу обществу.
Не как все
Гомельская библиотека-филиал № 2 расположена на трех этажах здания по проспекту Октября. На каждом, помимо традиционных книжных локаций, – целый мир. Здесь проводят лекции и квизы, мастер-классы и мини-концерты, есть свой музей народного быта и место для вернисажей художников. Дима объясняет:– Современная библиотека – это не просто место выдачи книг.
У парня есть трудности с речью и движениями, и пока библиотекарь проводит мини-экскурсию, тайком всматриваюсь и пытаюсь понять, доставляют ли ему определенные неудобства многочисленные ступеньки, легко ли он листает страницы книг, оперативно ли выдает сдачу тем, кто пришел снять копию. Дима чрезвычайно внимательный, потому очень скоро перехватывает мой взгляд:
– Приноровился ко всему.
Родился Дима 31 год назад в агрогородке Красный Берег Жлобинского района. ДЦП – последствие родовой травмы. Как именно это произошло, до сих пор остается непонятным, но молодой человек внимания на этом никогда не заострял:
– Младенец – создание хрупкое. Любое неловкое движение может привести к необратимым последствиям.
Учился Дима на дому, до школы было достаточно далеко, плюс путь пересекала железная дорога. Да чего лукавить, ни у кого не возникало мысли о том, чтобы мальчик с таким диагнозом посещал уроки наравне со всеми. И с тех пор, на взгляд Димы, ситуация не сильно изменилась:
– После университета работал в гомельской школе, где тоже были ученики с инвалидностью. Если я в детстве бывал хотя бы первого сентября в школе, то здесь даже на торжественной линейке детей нельзя было увидеть.
Уроки самостоятельности
Высшее образование Дима получил на филфаке Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Очно и наравне со всеми ходил на пары, жил в общаге. В это время осознал: человек с инвалидностью должен максимально (в силу своих физических возможностей) быть самостоятельным:– Я благодарен папе, что он меня научил кататься на велосипеде, хоть для него это было достаточно сложно. Но, с другой стороны, уезжая в Гомель, я, по сути, не умел ни готовить, ни стирать. Знаете, какое отношение у окружающих к тому, что инвалид готовит? Такое: «Детям нельзя играть со спичками!»
Чистка картошки для студента превращалась в пытку. Но если на первом курсе он просил помощи, то к третьему вставал пораньше, час тратил на кухонные заботы, а уже потом шел на пары. Но к бытовой самостоятельности, уверен Дима, с детства надо приучать всех:
– Эта проблема есть у многих. Два года назад я побывал в палаточном лагере, помогал в качестве волонтера колясочникам. Их надо было возить везде, в том числе и в туалет. А ведь ребята могли проснуться чуть пораньше и хотя бы куда-то доехать самостоятельно.
Подобные установки формируются во многом из-за поведения родителей таких детей. Дима приводит пример из жизни: у него есть знакомая девочка в инвалидном кресле, у нее прекрасно работают руки, отлично развита речь. Но до 16 лет зубы ей чистила мама. Он дополняет:
– Все это – гиперопека, которая людям с инвалидностью не нужна. Она играет им не на руку, формирует ощущение того, что возможности еще более ограничены, чем предполагает диагноз.
Выходим из дома
Дима всегда старался жить полной жизнью. И распределение получил так же, как и его сокурсники. Но на первом месте работы не сложилось…– А с детьми не тяжело работать? Мне кажется, иногда они жестоки, – спрашиваю.
– Это не дети жестокие, они сталкиваются с непониманием ситуации и повторяют то, что слышат от родителей. Когда пятилетний ребенок думает, что я так разговариваю, потому что пьяный, вероятнее всего, эту мысль до него донесли взрослые. Может, и подавалось это как шутка, но она абсолютно точно показывает общую картину. Детей приучают к тому, что стыдно быть не таким, как все. Говорят: «Не прихрамывай – над тобой будут смеяться», «Не заикайся – говори нормально, не позорь меня!» Это приводит не то чтобы к жестокости, скорее, к неадекватному поведению.
Уже пять лет Дима работает библиотекарем, выдает книги, составляет электронные каталоги, создает контент для рабочего сайта. Самостоятельно научился программировать, сейчас хочет попробовать себя в новой сфере, ходит в тренажерный зал и доводит до совершенства знание английского. Он хороший работник, вежливый человек с отличным чувством юмора – и взаимопонимание с окружающими растет. Постоянно присутствовать в социуме – это единственный способ стать его равноправной частью.
– Как часто вы видите инвалидов в городе? – задается вопросом Дима. – Я сам (в лучшем случае) – раз в месяц. Люди ведь должны знать об их существовании, нужно выходить из дома, если есть хоть какая-то возможность. Важно создавать соответствующую инфраструктуру и рабочие места. Чтобы человек с ограниченными физическими возможностями не был ограничен еще и социально, и экономически.
valchenko@sb.by,
Фото Таты КАВЕРИНОЙ