Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Гиперопека мне не нужна». Гомельчанин с ДЦП работает в библиотеке, учит английский и тягает железо в зале

«Людям с инвалидностью гиперопека не нужна»

Дмитрий Морозов из Гомеля получил высшее образование, работает в библиотеке, в свободное время программирует, совершенствует свой английский и тягает железо. Абсолютно привычное описание современного молодого человека, если бы не одна особенность: у Димы ДЦП. С этим диагнозом он живет всю жизнь и твердо уверен: люди с инвалидностью могут и должны быть активными, приносить пользу обществу.


Не как все

Гомельская библиотека-филиал № 2 расположена на трех этажах здания по проспекту Октября. На каждом, помимо традиционных книжных локаций, – целый мир. Здесь проводят лекци­и и квизы, мастер-классы и мин­и-концерты, есть свой музей народного быта и место для вернисажей художников. Дима объясняет:

– Современная библиотека – это не просто место выдачи книг.

У парня есть трудности с речью и движениями, и пока библиотекарь проводит мини-экскурсию, тайком всматриваюсь и пытаюсь понять, доставляют ли ему определенные не­удобства многочисленные ступеньки, легко ли он листает страницы книг, оперативно ли выдает сдачу тем, кто пришел снять копию. Дима чрезвычайно внимательный, потому очень скоро перехватывает мой взгляд:

– Приноровился ко всему.

Родился Дима 31 год назад в агрогородке Красный Берег Жлобинского района. ДЦП – последствие родовой травмы. Как именно это произошло, до сих пор остается непонятным, но молодой человек внимания на этом никогда не заострял:

– Младенец – создание хрупкое. Любое неловкое движение может привести к необратимым последствиям.

Учился Дима на дому, до школы было достаточно далеко, плюс путь пересекала железная дорога. Да чего лукавить, ни у кого не возникало мысли о том, чтобы мальчик с таки­м диагнозом посещал уроки нарав­не со всеми. И с тех пор, на взгляд Димы, ситуация не сильно изменилась:

– После университета работал в гомельской школе, где тоже были ученики с инвалидностью. Если я в детстве бывал хотя бы первого сентября в школе, то здесь даже на торжественной линейке детей нельзя было увидеть.


Уроки самостоятельности

Высшее образование Дима получил на филфаке Гомельского государст­венного университета имени Ф. Скорины. Очно и наравне со всеми ходил на пары, жил в общаге. В это время осознал: человек с инвалидностью должен максимально (в силу своих физических возможностей) быть самостоятельным:

– Я благодарен папе, что он меня научил кататься на велосипеде, хоть для него это было достаточно сложно. Но, с другой стороны, уезжая в Гомель, я, по сути, не умел ни готовить, ни стирать. Знаете, какое отношение у окружающих к тому, что инвалид готовит? Такое: «Детям нельзя играть со спичками!»

Чистка картошки для студента превращалась в пытку. Но если на первом курсе он просил помощи, то к третьему вставал пораньше, час тратил на кухонные заботы, а уже потом шел на пары. Но к бытовой самостоятельности, уверен Дима, с детства надо приучать всех:

– Эта проблема есть у многих. Два года назад я побывал в палаточном лагере, помогал в качестве волонтера колясочникам. Их надо было возить везде, в том числе и в туалет. А ведь ребята могли проснуться чуть пораньше и хотя бы куда-то доехать самостоятельно.

Подобные установки формируются во многом из-за поведения роди­телей таких детей. Дима при­водит пример из жизни: у него есть знакомая девочка в инвалидном кресле, у нее прекрасно работают руки, отлично развита речь. Но до 16 лет зубы ей чистила мама. Он допол­няет:

– Все это – гиперопека, которая людям с инвалидностью не нужна. Она играет им не на руку, формирует ощущение того, что возможности еще более ограничены, чем предполагает диагноз.

Выходим из дома

Дима всегда старался жить полной жизнью. И распределение получил так же, как и его сокурсники. Но на первом месте работы не сложилось…

– А с детьми не тяжело работать? Мне кажется, иногда они жестоки, – спрашиваю.

– Это не дети жестокие, они сталкиваются с непониманием ситуации и повторяют то, что слышат от родителей. Когда пятилетний ребенок думает, что я так разговариваю, потому что пьяный, вероятнее всего, эту мысль до него донесли взрослые. Может, и подавалось это как шутка, но она абсолютно точно показывает общую картину. Детей приучают к тому, что стыдно быть не таким, как все. Говорят: «Не прихрамывай – над тобой будут смеяться», «Не заикайся – говори нормально, не позорь меня!» Это приводит не то чтобы к жестокости, скорее, к неадекватному поведению.

Уже пять лет Дима работает библиотекарем, выдает книги, составляет электронные каталоги, создает контент для рабочего сайта. Само­стоятельно научился программировать, сейчас хочет попробовать себя в новой сфере, ходит в тренажерный зал и доводит до совершенства знани­е английского. Он хороший ра­ботник, вежливый человек с отличным чувст­вом юмора – и взаимопонимание с окружающими растет. Постоянно присутствовать в социуме – это единствен­ный способ стать его равноправ­ной частью.

– Как часто вы видите инвалидов в городе? – задается вопросом Дима. – Я сам (в лучшем случае) – раз в месяц. Люди ведь должны знать об их существовании, нужно выходить из дома, если есть хоть какая-то возможность. Важно создавать соответствующую инфраструктуру и рабочие места. Чтобы человек с ограниченными физическими возможностями не был ограничен еще и социально, и экономически.

valchenko@sb.by,

Фото Таты КАВЕРИНОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter