Людмила Хмельницкая: «Он любил этот город»

Витебск в мире знают не только благодаря «Славянскому базару», а в первую очередь как родину Марка Шагала...

Витебск в мире знают не только благодаря «Славянскому базару», а в первую очередь как родину Марка Шагала, который здесь вырос, учился, написал лучшие полотна. Он любил этот город, и если бы не эти теплые чувства, то не стал бы в послереволюционные годы тянуть сюда столько замечательных художников из всей Белоруссии и России: Казимира Малевича, Мстислава Добужинского, Веру Ермолаеву. Впрочем, вскоре он так же внезапно уехал в Париж, где его ждала всемирная слава. На родину имя мастера вернулось только в 90–е годы прошлого века. Тогда же искусствовед «Витебскпроектреставрации» Людмила Хмельницкая по архивным документам установила, что на улице Покровской сохранился дом, в котором жил Шагал. С 1998–го она возглавила музей мэтра мирового искусства. В эти дни галерее исполняется 20 лет.


— Найти музей туристу, однако, нелегко. Нет на вокзале указателей к местам, связанным с мировой знаменитостью. Почему Марк Захарович почти не «звучит» в своем городе? — спросил я у Людмилы Хмельницкой.


— Музей отмечен на туристических картах. Мы не страдаем от недостатка посетителей. В дом Шагала на Покровской улице во время «Славянского базара» стояли очереди экскурсионных автобусов. Но насчет нехватки портретов художника, репродукций его работ в оформлении Витебска я соглашусь. Проблема в том, что существует авторское право на репродуцирование картин. Оно принадлежит потомкам Марка Захаровича. Нам нужно запросить разрешение у наследников в Париже и заплатить за это деньги.


— Кто–нибудь на этот счет вел переговоры?


— С наследниками связывались, но по другому поводу: когда печатная фабрика Гознака издавала в 2009 году альбом иллюстраций Шагала к «Мертвым душам» Гоголя и согласовывала с потомками художника «авторские» вопросы.


— Но разве музей не мог бы получить эксклюзивное право на использование шагаловских работ и портретов для своей раскрутки?


— Для всех порядок одинаков.


— Такова категорическая позиция наследников?


— Она неизменна у потомков любого мэтра. Никто никому никогда не делегирует авторские права.


— Значит, Шагала на бигбордах в Витебске мы не увидим?


— Путь приобретения авторских прав обкатан фабрикой Гознака. Если у кого–то есть средства на установку бигбордов — пожалуйста. Я готова дать спонсорам все адреса потомков художника. Ведь действительно нужно, чтобы уже на вокзале бросалось в глаза каждому: Витебск — это город Шагала. Чтобы любой мог без труда найти его музей. Тем более что дом мастера расположен в 10 минутах ходьбы от железной дороги и автостанции. Даже если у вас всего час до поезда, вы успеете посетить уникальное мемориальное место.


— Как отметили 20–летие музея?


— В июне прошли Шагаловские чтения, 7 июля, в день рождения Марка Захаровича, был большой праздник на Покровской улице.


— Кто из знаменитостей посещал музей в дни «Славянского базара»?


— Инна Афанасьева, Дидье Маруани с группой Space даже дважды приходили.


— А Патрисия Каас?


— Нет. И Алла Борисовна Пугачева — ни разу. А вот Александра Пахмутова и Николай Добронравов у нас каждый раз бывают. На выставке шагаловских иллюстраций к Гоголю Николай Николаевич с ходу цитировал Николая Васильевича. Получился красивый экспромт, свидетельствующий о высокой культуре поэта–песенника. Жорес Алферов сколько раз был на «базаре», столько же заглядывал в музей, несмотря на то что человек он пожилой и тяжело по жаре ходить. А большая часть «звездных» участников фестиваля не считает нужным «навещать» Шагала...


— Ведутся ли поиски на аукционах картин, вещей художника?


— За европейскими аукционами мы следим. Но интерес чисто платонический, потому что музей не в состоянии купить даже самую маленькую вещь. 300 графических работ Шагала, которые хранятся в нашей коллекции, — это все подарки.


— Неужели никто из меценатов не предлагал в дар музею живописное полотно?


— Чтобы подарить, надо иметь несколько миллионов долларов.


— Но у нас же есть миллионеры.


— Если знаете таких, которые тратят деньги на искусство, — сообщите: буду благодарна. Но пока щедрые богачи не объявлялись. Одно дело — кровные деньги на строительство коттеджа пустить, другое — на картину Шагала, тем более не для своего особняка, а для музея. Чтобы делать такие подарки, у наших бизнесменов должна быть и психология соответствующая.


— В Беларуси могут обнаружиться неизвестные работы Шагала?


— Маловероятно. В Витебске от довоенного жилого фонда осталось 8 процентов целых зданий. Где там что искать? Эти дома потом 10 раз перестраивали. А в деревне откуда мог взяться Шагал?


— Что за документы о художнике хранятся в госархиве Витебской области?


— Это предписание отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР Витебскому губисполкому от 14 сентября 1918 года о назначении Шагала уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Затем — бумаги периода, когда Марк Захарович занимал пост заведующего художественным училищем. Архивисты издали бесценные свидетельства отдельной книгой. Публикации новых материалов продолжаются в «Бюллетене Музея Марка Шагала», который выходит ежегодно на пожертвования посетителей нашей галереи.


— Сколько зданий, связанных с Шагалом, сохранилось в Витебске, кроме «найденного» вами его родного дома?


— Здание художественного училища по улице «Правды», 5а, где Марк Захарович был директором с 1919 года, городского ремесленного училища по улице Ленина, дворец губернатора, где заседала советская власть и куда Шагал приходил как комиссар по делам искусств. Бывал он и в нынешнем художественном музее — в послереволюционные годы там располагался Дворец труда, проходили диспуты об искусстве. А здание нынешнего арт–центра на берегу Двины художник изобразил на одном из своих полотен.


— Почему, собственно, Витебск в те годы стал центром притяжения лучших мастеров искусств?


— Город выгодно располагался на пересечении железных дорог. И если Шагал приглашал художников из Москвы или Петрограда, то они легко соглашались, так как в любой момент могли вернуться назад — за одну ночь. Марк Захарович в то время пользовался известностью и авторитетом в Европе и России. Если бы он оказался уроженцем Могилева, то расцвет художественной жизни ожидал бы именно этот город. Такова была сила личности Шагала. Созданное им художественное училище дало великих мастеров, среди которых Лазарь Хидекель, Николай Суетин, Лев Юдин, Соломон Гершов. Они, правда, с отъездом Шагала и Малевича из Витебска также покинули город. Но если бы училище просуществовало дольше, то еще сильнее повлияло бы на местную культурную ситуацию. Сам прецедент, что великие художники работали в Витебске, — ставит город и Беларусь на одно из первых мест в истории русского авангарда.


— Вы говорите «русского». Значит, речь идет не о белорусском искусстве?


— Конечно, в творчестве этих художников не было прямого влияния белорусской народной культуры. Это же авангард! Однако в работах Шагала мы всюду находим Витебск, это значит, местный, национальный колорит. Другое дело, что Марк Захарович пошел дальше, — через национальное смог подняться до мировых вершин. Парижские критики долго не понимали, как он может рисовать маленький город с деревянными домами и низким небом и рассчитывать на мировую известность. А у Шагала получилось.


— Воспринимают ли за границей Шагала как белорусского художника?


— Если взять каталоги выставок и аукционов 20–летней давности, то вы однозначно увидите, что место рождения Шагала отмечено как «Витебск, Россия», ведь он жил в Российской империи, а до 1924 года Витебск входил в состав РСФСР. Сейчас же всюду звучит: «Марк Шагал. Витебск, Беларусь». Кроме того, не будем забывать, что художник был представителем еврейской культуры, отличавшейся в Белоруссии своей самобытностью. Теперь за рубежом искусствоведы пытаются осознать феномен мультикультурности нашей страны через творчество нашего великого земляка. Если 20 лет назад исследователи писали о Витебске как о «маленьком городе в России с деревянными тротуарами, грязью по колено и свиньями на улицах», то, углубившись в историю, пришли к открытию, что Витебск являлся крупным губернским городом своего времени, что здесь был пущен третий в России электрический трамвай — раньше, чем в Москве.


— А нынче, по–вашему, Витебск — это культурный центр или провинция?


— В наше время, когда есть скайп, а билет на самолет можно заказать по интернету, провинция — это не место жительства, а образ мышления.


Витебск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter