Выпускница Нижегородского театрального училища россиянка Людмила Хитрова пятый год работает в Большом театре

Людмила Хитрова: Люблю возвращаться в Минск

Выпускница Нижегородского театрального училища россиянка Людмила Хитрова пятый год работает в Большом театре. Родилась будущая балерина в Казахстане, когда ей было пять лет, семья переехала в Нижний Новгород.


— Очень люблю вопрос о своем месте рождения, — смеется она. — Где-где: в Караганде! В моей жизни вообще многое рифмуется, оказывается неслучайным, и мне это нравится!

До 10 лет по настоянию мамы Людмила перепробовала все возможные секции и кружки, связанные с танцами и искусством вообще. Везде получалось, но не все нравилось. К примеру, от спортивных танцев девочка отказалась после первого же урока. И хотя занятия были оплачены на месяц вперед, мама не уговаривала: она была за то, чтобы дочка нашла себе занятие по душе. А танцевала, чтобы была хорошая осанка. Из этих же соображений привела Люду в балетную школу. Встреча обернулась страстью: у девочки были и талант, и воля, и неуемное желание танцевать.

Свое нижегородское детство Людмила вспоминает с улыбкой:

— Балетом я начала заниматься в 10 лет. Некоторые специалисты  считают, что это уже поздно. Но все зависит и от желания человека,  и от его способностей. Сейчас стремятся к ранней подготовке: дети пластичные, у них мягкие связки. Но так зачастую и профессиональное выгорание происходит быстрее, организм изнашивается, поэтому и карьера заканчивается раньше. Многое зависит и от школы, и от физических данных. Чем правильнее тебя научили работать, относиться к себе разумно, тем дольше тело будет тебе служить без сбоев. Мы ведь не железные.

Есть постановки, которые полностью истощают и физически, и эмоционально — важно прислушиваться к сигналам тела, реагировать на них, давать себе отдых, устраивать переключения.

Здесь я могу привести пример Майи Плисецкой, которая фантастически танцевала десятилетия, подчеркивая в своих интервью, что к телу, как к рабочему инструменту, она относится бережно и с уважением.

После театрального училища Людмила Хитрова довольно быстро сделала хорошую карьеру в Красноярске, став там солисткой Государственного театра оперы и балета.

— Мой молодой человек, Александр Бутримович, тоже учился в Нижнем Новгороде, потом нас пригласили в Красноярск. Без Саши я бы не поехала. Представляете, в 17 лет уехать в Сибирь  —  на это было сложно решиться одной. Но получилось здорово, — говорит Людмила. — Там были хорошие условия для творчества, фантастические зарубежные гастроли: мы 6 месяцев провели в Англии, два раза были в Италии, танцевали в Мексике. Но я человек теплолюбивый, жизнь в Сибири для меня испытание.

Саша часто ездил по разным конкурсам, у него было много предложений. В Беларусь его пригласил Валентин Елизарьев. Для Людмилы и Александра Минск в какой-то степени тоже стал своего рода “рифмой”: ведь Саша в этом городе родился, хотя теперь его родители живут в России.

Людмилу в Минск никто не звал. На “смотрины” она попросилась сама, не зная, понравится или нет. Знала только, что в Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь в солисты “с улицы” практически не попасть.

— По знаку гороскопа я Весы. Постоянно в подвешенном состоянии, часто долго решаю, что делать и как. Но зато, как только мне предлагают любую авантюру, — сразу отвечаю да. Очень люблю все необычное. Решила рискнуть, получилось, но мне пришлось проходить весь путь заново, от кордебалета, — то время Людмила вспоминает с улыбкой, хотя говорит, что было и тяжело, и обидно начинать карьеру заново, первое время даже плакала.


Людмила считает, что иногда даже полезно доказать себе и другим, что твоя карьера не случайность, а труд и талант.
Сама она считает, то иногда это даже полезно, доказать себе и другим, что твоя карьера не случайность, не чья-то прихоть, а труд и талант. Теперь она — ведущий мастер сцены Большого театра. В прошлом году стала лауреатом IV Международного конкурса артистов балета в Стамбуле и получила высокую государственную награду Республики Беларусь — медаль Франциска Скорины.

Людмила признается, что не верила до последнего: “Мне казалось, что такие награды дают только гражданам страны. А у меня, россиянки, в Беларуси вид на жительство. Хотя успокаивала себя: мы ведь все граждане Союзного государства”.

Людмила говорит, что она слышит аплодисменты зала только тогда, когда другие выходят на поклон. На своих поклонах от адреналина закладывает уши, все превращается в глухой шум. Ей будто передается настроение и эмоции зрителей. И жаль, что у нас практически весь зал в темноте — это минус для артиста, он не видит зрителей. Поэтому ей так нравятся гастроли в Германии, там часто между сценой и зрителями нет оркестровой ямы. Нет барьера, можно разглядеть лица людей: часто именно их эмоции придают сил на гастролях танцевать одни и те же партии.

— На гастроли мы везем чаще всего классику, — поясняет Людмила. — И это правильно. Я считаю, что любой классический танцовщик может натренироваться и станцевать модерн, а вот наоборот уже сложнее. Без классики никуда, это основа, которая позволяет мне выстраивать разные образы. Мне нравится, что сегодня я Джульетта, а завтра — испанка. Мне важно понять характер героини, люблю, когда нужно играть много эмоций. Поэтому, когда готовлюсь, смотрю фильмы или читаю книги по теме. К каждой партии отношусь трепетно. Всегда после пересматриваю то, как станцевала. Вижу свои недочеты и стараюсь их исправить.

Если разобраться, то артисты большую часть жизни проводят в театре, и совсем неудивительно, что и вторую половинку чаще всего они находят тут. У солистов нет четкого графика репетиций, они очень редко знают, когда будет перерыв, свободное время.

— Конечно, я могу отказаться от тренировки, — рассказывает Людмила, — но быть в хорошей форме, поддерживать ее, это в моих же интересах. Да, нужна огромная сила воли, чтобы постоянно переступать через себя, заставлять работать тогда, когда нет настроения. Иногда утром просто нет желания вставать с кровати, но есть слово “надо”! При этом, когда меня спрашивают про планы на день, у меня язык не повернется сказать, что иду на работу. Я иду в театр! Я люблю это.

Людмила говорит, что задумывается о рождении ребенка:

— Не хочу затягивать с этим.  Но вопрос сложный. Сейчас у меня пик карьеры, доверяют важные роли, множество спектаклей. А ребенок — это значит уйти со сцены как минимум на год. Даже когда после отпуска возвращаешься, нужно время, чтобы войти в форму, а тут... даже пока и не представляю себе.

Но я реалистка, понимаю, что все станцевать невозможно. Поэтому настраиваю себя так: пропущу год — наверстаю. Хочу быть молодой мамочкой.

Стараюсь переманить своих родителей в Минск. Маме всего год до пенсии, и я очень жду ее здесь. Тем более что она часто ко мне приезжает и ей нравится. Хотелось бы, чтобы и брат с семьей переехал. Это мой план, надеюсь, он осуществится.

Я люблю гастролировать, путешествовать, мне интересно куда-то приезжать на неделю, на месяц. Например, чтобы повысить квалификацию, увидеть что-то новое. Но возвращаться хочу в Минск.

Я счастлива здесь. Часто зовут в другие труппы, но меня устраивает и работа, и все вокруг. Мне нравится Минск, нравится работать в этом театре и отношение людей ко мне. Хотелось бы остаться и вить гнездышко именно в этом городе.

Есть постановки, которые полностью истощают и физически, и эмоционально — важно прислушиваться к сигналам тела, реагировать на них, давать себе отдых, устраивать переключения
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter