В проекте «Сильная женщина» заместитель начальника отдела по образованию Лунинецкого райисполкома Людмила Ковшик

Людмила и ее Дворец

Путь по карьерной лестнице у сегодняшней героини нашего проекта был ровным, спокойным. Людмила КОВШИК более двух десятков лет проработала в одной школе в лунинецком Дворце. Сперва педагогом начальных классов, затем завучем. Сейчас заместитель начальника отдела по образованию Лунинецкого райисполкома успевает выполнять привычные для любой хозяйки домашние дела и обыденную для дворецких жителей «клубничную» работу. Дворец, к слову, для сельчанки уголок особый: стал первым местом работы, местом создания семьи и домашнего уюта. А это для Людмилы самые важные составляющие счастливой полноценной жизни. Послушаем ее монолог.

О выборе профессии

— Родилась в лунинецких Боровцах, там же окончила школу. Затем поступила в Барановичское педучилище. Выбор профессии трудным назвать не могу: мама всю жизнь проработала учителем, преподавала математику. Другого пути для себя и не мыслила: жили через забор от школы, за стенкой в доме — семья педагогов, весь круг общения родителей учительский. Когда мама — наставник, к тому же строгий, это большая ответственность. Она никогда не делала для меня исключений. Наверное, чтобы избежать пересудов: мол, учительская дочка, ей гораздо легче заниматься. Нет, я была со всеми наравне. Где-то приходилось стараться даже больше, доказывать свои знания. В память врезался случай. Контрольная по математике, соседка по парте просит помощи в работе, я не отказываю. В итоге у нее пять, у меня четыре. Такими способами мама держала в тонусе. Это проявлялось и в отношении на уроках.

Порой меня расстраивало, когда другие ребята чего-то не делали и им это сходило с рук. Однажды задумалась, получится ли так у меня. Устроила бунт: по литературе даже не удосужилась открыть книгу. Как сейчас помню, «Два капитана». Мама потом спросила, неужели в библиотеке не было издания. Кто-то, видимо, рассказал ей, что получила единицу. После этого стало так стыдно, что Каверина прочла три раза. Знаете, наверное, так воспитана: если за что-то берешься, делай хорошо.

О карьерном росте

— По распределению попала в родной район. Предложили пойти во Дворецкую школу. На тот момент и не слышала о деревне с красивым, сказочным названием: училась в Боровцах, затем были Барановичи. Подумала еще: как пойду в незнакомое место? Но не пожалела. С детьми, первоклашками, чувствовала себя комфорт­но. Но когда выходила в коридор, где на переменке собиралась старшая школа, поначалу становилось не по себе. Одиннадцатиклассники лишь немногим младше меня, педагога. С малышами же нашла общий язык. Со всеми тремя выпусками общаемся до сих пор. Горжусь свои­ми ребятами, всегда говорила, что они у меня самые лучшие. В общей сложности проработала учителем начальных классов пятнадцать лет.

Затем мне предложили стать заместителем директора по учебной работе. В этой должности еще около 10 лет. Перестраивалась сложно, не буду скрывать. Административная работа отличается от преподавательской. К тому же к любым переменам отношусь с опаской. Не из тех, кто быстро приспосабливается к чему-то новому. Но понимаю, любые изменения — хорошая возможность проверить себя на прочность, стать выше, улучшить свой уровень, подтянуть знания. Определенная ступень в развитии, если хотите. В жизни по этой лестнице прошла порядочно…

Дворецкой школе отдала едва ли не четверть века. Столько времени на одном месте! Пусть и в разных должностях. Человек ведь очень привыкает к окружению, коллективу. Когда со школой нужно было прощаться, испытала стресс. Шла по коридорам и ловила себя на мысли, что знаю каждый уголок. Слезы сами текли из глаз…

О семье

— Приезжаю на работу пораньше, семья в это время еще спит и не замечает моего отсутствия. Вечер — время только для родных: я приезжаю из Лунинца, дочь и муж приходят из школы. Да, супруг тоже педагог, три года как директор Дворецкой школы. Но дома разговоры о работе для нас — табу. Даже когда приходят гости, в основном учителя. У всех начинается «аллергия», если поднимаем профессиональные темы. Мужу, смеюсь, не повезло: у нас всегда обед вчерашний. Готовлю его с вечера. Но время на общение друг с другом всегда находим. У нас, к слову, классический вариант семьи. Мы с дочерью прислушиваемся к главе семьи, играем по его правилам. Если он что-то решил по-своему, бунт на корабле не устраиваем.

О жизни в деревне

— У нас классический вариант: свой дом, клубника, как и положено для Дворца. От односельчан не отрываемся — держим огород, садим ягоду. Конечно, совмещать заботы по хозяйству с работой трудно. Когда начинается сезон, встаю в полчетвертого утра. Насобираю с десяток ведер, супруг потом продает. Прополка обычно по вечерам. Соседи удивляются, что я так поздно делаю на огороде. Шучу, что испытываю новые сорта, чтобы никто не видел. Несмотря ни на что, огород у меня для души. Знакомые смею­тся: мол, как могу снимать стресс на грядках? А мне там хорошо. Физическая работа не утомляет, это смена деятельности. Да и время для размышлений. Отдыхаю в самой деревне. Несмотря на то что Лунинец относительно небольшой, все равно это город, иной темп. В Дворце спокойнее. К тому же с агрогородком связаны все ключевые события жизни: здесь первое место работы, здесь в учебном заведении познакомились с мужем. Он пришел к нам социальным педагогом. А сейчас девятый класс там оканчивает наша дочь...

Об увлечениях

— Если есть свободное время, частенько ходим в гости. Легкие на подъем — это о нашей семье. Много путешествуем, выбираемся с палатками на природу. В свое время как классические туристы даже ездили на море. Кто-то выбирает роскошные отели, мы — более мобильный вариант. До сих пор сохранился блокнот с нашими маршрутами. Еще одна традиция: по субботам — к родителям в баню. В это время приезжают брат с женой. С родными очень хорошие отношения. Для нас это настоящий ритуал. Не потому, что так хотим попариться. Просто повод еще раз встретиться, провести семейный совет.

О целеустремленности

— С 1997 года сопровождаю детей в Италию. Когда первый раз поехала в качестве педагога, моей группе не был положен переводчик (так сложились обстоятельства). Мол, дети уже гостили в стране. Стрессовые условия, конечно, подстегивают. За два месяца пребывания в Италии могла поговорить не только о погоде, пусть и со словарем. Теперь понимаю, что в любой ситуации можно мобилизоваться, поставить цель и достичь ее. Сейчас свободно общаюсь на итальянском, много знакомых за границей. К нам приезжают гостить целыми семьями. Для них я лучший гид по просторам района и страны.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter