Людмила Гурченко

Еще во времена советской власти она стала всенародной любимицей, суперзвездой отечественного кино и примадонной советской, а теперь и российской эстрады
Еще во времена советской власти она стала всенародной любимицей, суперзвездой отечественного кино и примадонной советской, а теперь и российской эстрады. Истинная звезда нашего кинематографа. Примадонна! Песню под таким названием посвятила ей другая примадонна, эстрадная, Алла Пугачева. Кинематографическая примадонна прошла путь нелегкий и свой успех заслужила и выстрадала...

Это сейчас ее внимания добиваются все знаменитости, но были времена, когда ее не видели в упор и считали недалекой провинциалкой, которая осмелилась заявить о своих правах быть личностью в искусстве. Упрекали даже в неистребимом «харьковском акценте». После первой же роли в фильме Э.Рязанова «Карнавальная ночь» вокруг имени Гурченко стали складываться всевозможные мифы. Самый, пожалуй, распространенный из них заключался в том, что актриса она средняя, ее успех в фильме случайный, поэтому никто из серьезных режиссеров и не приглашает ее сниматься. Что после выхода фильма она родила дочку и якобы от Рязанова... Но в своих многочисленных интервью Людмила Марковна признается, что любит Рязанова только в качестве режиссера, увы. Да, она снялась в том же «карнавальном» году еще в двух картинах, но настоящий успех и славу всенародную принесла ей именно Леночка Крылова из «Карнавальной ночи». Что творилось после премьеры картины! Все девушки шили платья, как у нее, делали челку, как у нее... А песни! «Пять минут» звучала из каждого окна!

Однако популярность картины имела и обратную сторону: на долгие годы за актрисой закрепляется штамп исполнительницы одной роли и ее приглашают сниматься прежде всего в музыкальных комедиях или фильмах–опереттах. Следом за первым фильмом в 1958 году Гурченко снялась в другом музыкальном фильме — «Девушка с гитарой»; в 1972 году она — в фильме «Табачный капитан», в 1973–м — в картине «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 году — в «Небесных ласточках»...

В 1953–м Люся Гурченко ехала из Харькова в Москву с аккордеоном на плече «поступать на актрису». Сдавала экзамены во ВГИК, в Щукинское училище и на отделение музыкальной комедии в ГИТИС. Конечно же, на всех экзаменах пела. Везде прошла конкурс, но выбрала ВГИК, потому что курс в тот год набирали обожаемые ею Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Во время учебы петь у них Гурченко почти не пришлось. Хотя, как вспоминала актриса, специально для нее педагоги ставили музыкальные отрывки из «Кето и Котэ», из драйзеровской «Западни», где была возможность развернуться ее танцевально–музыкальному таланту. А еще она ждала ролей в картинах горячо любимого педагога Герасимова. Только ролей, для нее подходящих, у него не было...

Словом, слухи всегда окружают звезд. Главное, что Гурченко умеет держать удар и лихо отвечает любопытным обидчикам в своих книгах и на эстраде. Правда, есть и запретная тема, которую, слава Богу, никто не мусолит в прессе: старший и любимый внук актрисы Антон умер от передозировки наркотиков. Было время, когда бесконечные имущественные суды с дочерью из–за квартиры матери Людмилы Марковны, казалось, транслировались в прямом эфире. Но все пережилось и перемололось...

Впрочем, в жизни актрисы бывали разные времена. После триумфа, как правило, наступает затишье, и очень скоро о ней все забыли. Несколько раз она пробовалась на главные роли, но худсоветы не утверждали ее, причем говорили, что ее пробы, мол, самые лучшие... Это было в начале 70–х годов.

Например, на роль Ники, героини картины Алексея Германа «Двадцать дней без войны», ее утвердили с трудом — сам режиссер не хотел ее видеть в фильме. На ее кандидатуре настоял автор сценария Константин Симонов. Говорят, после авторского решения Герман со скрипом произнес: «Открытия не будет». Возможно, сегодня талантливому режиссеру очень стыдно за свой поступок, поскольку дуэт Юрия Никулина и Людмилы Гурченко стал величайшим открытием в классе «кино о войне». Черно–белая картина рассказала словами Симонова о серых, тяжелых тыловых буднях и возникшей бесперспективной любви... Кстати, многие критики считают этот фильм лучшим фильмом о войне и самой лучшей драматической ролью Гурченко.

Удивительно, но в том же 1977 году мы снова увидели актрису в красивом парике с пепельными локонами и, пардон, смешными рожками в музыкальной картине «Мама». Потрясная cinema для детей со стильной музыкальной темой. И в этом фильме не обошлось без «эксклюзива». Однажды во время очередного дубля Боярский — партнер по ленте — упал ей на ногу. В результате — сложный перелом и инвалидная коляска. Снимать ее стали по пояс. Для зрителей не было видно технических приспособлений, только улыбка актрисы, ее песни, ритмичные движения танца... Из–за этого фильма Людмиле Марковне пришлось отказать Никите Михалкову, он приглашал ее на роль генеральши в «Неоконченную пьесу для механического пианино». А жаль, потому что роль выписана аккурат для темперамента нашей героини.

Но! Судьба любит дерзких, а Людмила Марковна, кажется, обожает семью режиссеров Михалковых. Известно, что Андрон Кончаловский полгода ждал ее на съемки своего детища «Сибириада». Режиссер не испугался даже хромоты Гурченко. И когда Людмила Марковна попыталась сказать, что она старше Никиты, своего партнера, с которым надо играть любовь... Андрон посоветовал: «Держись понахальнее!»

И она держалась. И держится до сих пор. Позже были «Пять вечеров» со Станиславом Любшиным, «Вокзал для двоих» с Олегом Басилашвили и опять–таки Никитой Михалковым...

Сейчас на счету Гурченко уже не один десяток ролей — от комедийных до драматических. Возможно, если бы она родилась в Нью–Йорке, то американский мюзикл обогатился бы...

Правда, ради объективности следует заметить, что главных ролей у Гурченко не так–то уж и много. В ряде из них она нарочито театральна — вспомним роль Риты в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова», который зрители увидели в 1982 году. Этот фильм, несмотря на то, что понравился публике, сама Гурченко считает откровенно плохим. Актриса не приняла режиссерскую трактовку роли, но многое менять в ней режиссер не позволил, поэтому жена механика и оказалась такой статичной, что вовсе не свойственно яркому темпераменту Гурченко. И тем не менее актриса запомнилась даже в такой, нелюбимой, роли.

В личной жизни Гурченко тоже было достаточно драм и разочарований. Она четыре раза была замужем. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б.Пильняка и двоюродный брат знаменитых грузинских режиссеров Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Сегодня у их дочери Маши своя судьба, она работает медсестрой и к кино, в отличие от своих родителей, никакого отношения не имеет.

Со своим вторым мужем актриса рассталась уже давно, но до сих пор не любит вспоминать об этом периоде своей жизни, хотя вспоминать приходится, поскольку этим ее мужем был Иосиф Кобзон. Актриса говорит, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии».

Со своим последним мужем, Сергеем Сениным, Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс–сказка» по В.Набокову, где он был продюсером.

Среди всех легенд, которые до сих пор возникают, когда речь заходит о Гурченко, есть и такая, которая касается ее идеальной внешности. Рассказывают, что она проводит по восемь часов у станка, чтобы сохранить изящество фигуры и неповторимую легкость. Однако это не более чем легенда. При росте 166 сантиметров в школе она весила 53,5 килограмма, а сейчас — 54. Актриса всю жизнь истязала себя в творчестве; что же касается веса и классической талии, здесь никаких проблем не возникало. Вместо зарядки она предпочитает лишний часок поваляться в постели...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter