Белорусский телевизионный клуб «Что? Где? Когда?» продолжает выплачивать выигрыши знатокам и зрителям

Люди в черном

Белорусский телевизионный клуб «Что? Где? Когда?» на международном уровне котируется высоко, и вопросы, над которыми бьются знатоки, никак нельзя отнести к числу легких. Сидя в комнате режиссерско-съемочной группы и наблюдая на мониторе происходящее в студии, где идет запись игр нового сезона, думаю: сейчас поседею от переживаний, заодно вывихнув себе мозг в попытке найти разгадку. Утешает одно — сходить с ума я буду не в одиночку, вся команда телеканала ОНТ, задействованная в съемках проекта, тоже переживает и в особо напряженные моменты взрывается эмоциями. 


Круглый и желтый глаз совы, звенящий удар гонга, жужжание волчка — все это знакомо каждому из нас: смотреть «Что? Где? Когда?» в Советском Союзе было любимым развлечением детей и взрослых. В Беларуси собственная телеверсия суперпопулярной игры появилась 10 лет назад, и на международном уровне она котируется, об этом можно судить хотя бы по количеству белорусов, играющих в московском клубе — без мощной подготовки туда не попадешь. 

— У нас свои национальные особенности, — рассказывает ведущий Алесь Мухин, основатель «Что? Где? Когда?» в Беларуси, игрок московского Элитарного клуба, капитан команды и двукратный обладатель Хрустальной совы. — Мы не приглашаем иностранцев, чтобы повысить реноме клуба, а стараемся вырастить свои национальные кадры. Мы поощряем и наших знатоков, и телезрителей, присылающих вопросы, денежными выплатами — и в этом тоже заключается наше отличие от московских игр. Потому что в Москве в последние годы деньги знатокам уже не выплачиваются — а вот мы эту традицию сохраняем. Многие страны пытались запускать у себя франшизу «Что? Где? Когда?», но самые крепкие клубы — наш белорусский, армянский и азербайджанский. А по количеству просмотров на YouTube видим, что наш клуб уверенно занимает второе место после московской версии и опережает игры других клубов.

Игроки в жизни занимаются самыми разными вещами — так, например, в одной из команд собрались юрист, педагог, менеджер, историк и кондитер. Профессия не налагает каких-либо ограничений, главное — интеллект, логика, эрудиция. Ну и, разумеется, харизма — чтобы стать игроком телевизионной команды, нужно уметь держаться перед камерами. 


— Телеверсия — это даже не вершина айсберга, а льдинка на вершине, маленькая часть огромного интеллектуального движения, в котором на постоянной основе участвует множество людей по всей стране, — обрисовывает ситуацию Алесь Мухин. — В каждой области, городе есть дворцы молодежи, и почти в каждом из них — секция клуба «Что? Где? Когда?». В Минске кружки интеллектуального развития практически в каждой гимназии, и там воспитывается очередное поколение будущих знатоков. Одних только школьных команд по Беларуси больше 500, а ведь есть еще и взрослые. По всей стране проводится множество фестивалей и чемпионатов, из числа участников которых мы раз в два—три года и добираем новых игроков телевизионного клуба. 

Условных «физиков» и «лириков» среди игроков примерно пятьдесят на пятьдесят. Хватает философов, литераторов, историков, но в то же время сейчас очень много специалистов IT-сектора, инженеров, представителей рабочих специальностей, среди которых немало людей с гибким и живым умом, способных разобраться с самыми каверзными загадками.
Игры белорусского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» проводятся при поддержке продюсерского центра «Игра-ТВ» с 2009 года. За 10 лет прошло более 200 игр, задано свыше 2.000 вопросов, в играх поучаствовали 82 знатока и 17 команд, вручено почти 40 Хрустальных сов, а многие белорусские интеллектуалы стали игроками московского Элитарного клуба. 
Прислать вопрос в «Что? Где? Когда?» и попытаться обыграть знатоков также может кто угодно. Причем с развитием интернета достаточно заполнить форму на сайте ОНТ или клуба. Бывают вопросы на знания, логику, догадку, ассоциации — последние все более популярны, ибо уж очень эрудированными стали знатоки, признаются в редакторской группе.

— Мало того, мы даже составили рекомендации, как правильно написать вопрос, чтобы он точно попал на игровой стол! — улыбается Алесь Мухин. — Все, что присылают нам телезрители, в течение года обрабатывается специальной редакционной группой, которая ничего не пропускает, будьте уверены. Конечно, вопросы проверяются на достоверность, исторические соответствия, источники, а то иногда случается: вроде такой красивый факт прислали, а на самом деле этого не было! Телезритель просто придумал вот такую хитрую штучку. Приходится проводить время в Национальной библиотеке, потому что многие вещи в интернете найти невозможно. И с теми вопросами, которые в итоге остаются у нас в руках, редакторы работают уже непосредственно в части формулировок. Потому что вопрос в «Что? Где? Когда?» — это маленькое произведение искусства, и все-таки наша основная задача не утопить знатоков, поставив их в тупик, а дать сложное задание, оставив соломинку, благодаря которой они могут найти правильный ответ.

Формат игры классический, дресс-код — непременно черные костюмы и платья, волчок ручной работы («вертушки» для всех клубов изготавливает один-единственный мастер, и все они похожи, но есть и различия, делающие каждый волчок уникальным), гонг, все это как в «олдскульной» советской версии, которой уже 44 года. 

— Причем наших Хрустальных сов мы заказываем на белорусских стеклозаводах, и я лично считаю, что в чем-то они даже красивее, чем в Элитарном клубе! — признается с улыбкой Алесь Мухин.

Игры осенней серии белорусского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» смотрите на телеканале ОНТ по пятницам в 23.00.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter