Экономический нонсенс: средняя стоимость автомобиля в стране 10 тысяч у.е., а себестоимость парковочного места - 30 тысяч у.е.

Люди тонут в бумагах

Приоритет частной инициативе — основная идея Директивы Президента № 4 о поддержке предпринимательства...

Приоритет частной инициативе - основная идея Директивы Президента N 4 о поддержке предпринимательства, принятой несколько лет назад. Следовательно, в стране должны неукоснительно обеспечиваться лояльность и поддержка на всех уровнях человеку с инвестициями и идеями, как заработать деньги. Но что имеем на деле? Об этом за круглым столом "СБ" рассуждают Василий Степаненко, первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям; Владимир Потякин, главный инженер УП "Минскводоканал"; Александр  Коренько, начальник службы заказчика ООО "Трайпл"; Лев  Хаютин, генеральный директор СООО "ТАМБАЗ"; Василий Устинчик, председатель наблюдательного совета ОАО "10 УНР-инвест"; Владимир Карягин, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства; Владимир Гинзбург, начальник центра расчетов с потребителями "Водосбыт" РУП Минскводоканал; Евгений Кременецкий, начальник абонентской службы УП "Минсктеплосеть", и Олег Аврутин, начальник производства "Минскочиствод" УП Минскводоканал. 


"СБ": Если заглянуть на сайт Минскводоканала, то складывается впечатление: не любят тут бизнесменов. Это проявляется даже в таких мелочах, как, например, количество документов, необходимых для заключения договора на водоснабжение. Если с этой целью в расчетный центр придет гражданин, допустим, построивший новую квартиру, то ему понадобится три документа: паспорт, свидетельство о госрегистрации недвижимости и техпаспорт на жилье. Что тоже в век компьютерных технологий слишком много: вся информация, которую мы носим с собой на бумажке, имеется в электронном виде в базах данных Национального агентства по госрегистрации недвижимости и земельному кадастру. Любому ведомству достаточно получить к ним доступ. Но это цветочки. Стоит за договором прийти предпринимателю, так называемому юрлицу, - и список увеличивается до 11 пунктов. Причем часть из них очевидно дублируют друг друга. Например, зачем план помещения, если он есть в техпаспорте? А свидетельство о регистрации, извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика, копии статистических кодов? 


А.Коренько: Нам давно надо двигаться дальше и сокращать все бумажные и волокитные процедуры. Если я прихожу и декларирую, что ничего не нарушил и у меня есть такие-то показания счетчиков, - этому надо доверять! Помню в "Известиях", еще в 1980-е годы, меня впечатлила статья собкора в Лондоне, который был поражен тем, что в школе, куда он устраивал сына, с него справок никаких не потребовали. Когда поинтересовался почему, ответили: "Зачем, это же дешевле". Представляете, сколько у нас теряется времени, денег и сил на сбор справок? 


"СБ": Но не стоит забывать, что там, где доверяют, еще и сурово наказывают за обман, чтобы не повадно было.

В.Устинчик: Тучи справок не  только водоканал требует. Так везде!


А.Коренько: Но в налоговую же мы подаем декларацию о доходах. И нам верят, а если нужно, всегда могут проверить. И наказать. Надо везде перейти на такой же принцип: я должен отвечать за свои слова. 


"СБ": Владимир Ильич, когда упростите жизнь потребителям? Аргументируйте: почему для заключения договора на водоснабжение гражданину недостаточно паспорта? 


В.Гинзбург: В техпаспорте  много информации, необходимой для подтверждения характеристики объекта и применения правильного тарифа. А сведения кадастрового агентства являются конфиденциальными и предоставляются за оплату. 


 

О.Аврутин: Если уж речь идет о радикальном изменении ситуации, то  надо собрать все заинтересованные ведомства за стол переговоров и договориться, какая организация какую информацию готова передать в служебный доступ. Но тогда должна существовать автоматическая система извещения об актуальных изменениях баз данных. Кто это будет отслеживать? Решить проблему просто указанием руководства Мингорисполкома невозможно. 


«СБ»: А почему в перечне документов для предпринимателя есть заявление на прием водомерного узла? Зачем гонять инспектора, скажем, в новостройку, где он уже принимал водомеры в эксплуатацию?


В.Гинзбург: Водомер - это коммерческий, сложнотехнический прибор учета. Надо проверить целостность пломб. Масса может возникать вопросов по его исправности. Как правило, встроенные помещения вводятся в эксплуатацию на несколько месяцев позже сдачи домового водомера.


В.Устинчик: Сдаем дом, лифт готов, но чтобы его запустить, надо три месяца. Это при хорошем раскладе. Иногда полгода. Процедура бюрократическая такая. Энергетическая служба нынче разделилась на две: энергосбыт и энергонадзор. И если раньше я одну комиссию возил на приемку дома, так сейчас две! Каждой пакет документов. А когда Минскводоканалу сдаешь водонасосную станцию, построенную, к слову, за деньги жильцов, то доходит до анекдота. По улице Неманской, пока не опустил вниз рубильник, водоканал не принимал станцию.


В.Потякин: Недоделки были.


В.Устинчик: Жаль, не сохранил ваш перечень недоделок. Но предпоследний пункт помню: стереть пыль с оборудования, а последний - сие замечание действительно в течение 2 недель.


 

"СБ": Это понятно, новая пыль сядет. 


В.Устинчик: Насосную за свой счет построили и сами полтора года эксплуатировали, несли затраты, 100 миллионов рублей за полтора года. Никто этих денег не вернул. Люди были с водой, «Горводоканал» получал от них плату, а станцию у нас не принимал.


В.Потякин: Насосная станция строится по техническим условиям и по проекту. А господа заказчики пытаются строительство удешевить, не согласовывая с той организацией, которая будет станцию потом эксплуатировать. Насосы бывают не те, не оформлена электроэнергия по постоянной схеме, есть целый перечень технических работ, которые необходимо выполнить. Смонтировать оборудование, сделать пусконаладочные работы. Сети надо промыть и сдать анализ воды, чтобы не было дряни какой-нибудь. Это же питьевое водоснабжение! Есть жесткие требования санитарных служб и техрегламентов. Это не шуточки - безопасность!


В.Устинчик: Мы никогда не идем на удешевление. Оборудование было смонтировано как надо, более того, мы его эксплуатировали. Несли затраты. 100 миллионов рублей за полтора года. Никто этих денег не вернул. А почему не принимали станцию? В кулуарах объясняли - не выделены дотации. 


А.Коренько: К счастью, недавно подписанный Президентом указ четко говорит: таких вещей в принципе не должно быть. Не УНР-10, а государство должно строить насосную станцию и всю необходимую инженерную инфраструктуру. 


О.Аврутин: Вы думаете, это решение проблемы? В микрорайоне Лебяжий государство построило всю инфраструктуру. Первоначально у застройщика планировалось небольшое административное здание. Но застройщик меняется и новый "лупит" высотку, нагрузка увеличивается в 10 раз. Мы ему отказываем, не согласовываем подключение к сетям. Вся инженерная инфраструктура ведь построена под другую нагрузку. Но это же инвестор, который всегда прав. Как быть?  


Л.Хаютин: Чтобы не возникало вопросов, типа "пыль стереть с оборудования", надо в принципе менять систему. Сама по себе передача государству имущества, построенного за средства инвестора или дольщика, таит в себе  массу правовых нюансов. Да, для каждого нового объекта надо где-то строить насосную или подстанцию электрическую или даже телефонную станцию. Но по всем этим объектам, которые в дальнейшем будут переданы государству, заказчиком должно выступать государство, а застройщик - только финансировать. Тогда эти расходы просто ложатся на себестоимость квартиры, и никаких проблем не возникает. 


Е.Кременецкий: Давайте попробуем проследить цепочку, которая вызывает сложности и у застройщиков, и у бизнесменов, приобретающих потом недвижимость. Как у нас идет строительство? С момента выдачи разрешения получаются технические условия, исходные данные на проектирование. Проектная организация разрабатывает проект, согласовывает его с организациями, которые выдали технические условия, монтажная организация выполняет все по проекту, оформляется исполнительная документация. При ее наличии, своевременном и правильном оформлении не возникает вопросов, чтобы передать объект на баланс эксплуатирующей организации или заключить договор на обслуживание. А проблемы возникают тогда, когда техусловия не получены вообще, а застройщик приступил к строительству, - могут не согласовать проект. Могут и согласовать, но от него отступить, в том числе по инициативе застройщика, который решил добавить несколько парковочных мест, и поэтому уменьшится размер теплопункта или водомерного узла. Могут и исполнительную документацию не сделать, геосъемку на скрытые работы забыть, акты технадзора не оформить. А застройщик, как предполагается, профессионал и обязан все это сделать и передать будущему собственнику. Строительные документы не могут состоять из 2-3 листиков. Это безопасность, надежность и экономичность. На каждом листе должна быть подпись и печать. Чтобы понятно было, кого в случае чего привлечь  к ответственности.


В.Устинчик: Мы только "за".


Е.Кременцкий: Но зачастую как бывает? Построили дом. Аврально ввели жилую часть. Через 3 года приходит к нам владелец парикмахерской на первом этаже и говорит: я купил помещение. А у него ни проекта, ни исполнительной документации нет.


"СБ": А кто у нас так строит?


А.Коренько: Это вы о нарушениях, которые действительно возникают. Мы же сейчас говорим о другом: при передаче сетей собственник должен представлять минимум документов. А необходимая техническая документация всегда находится у эксплуатирующей организации, вам эта папочка должна быть подготовлена и передана. Не надо нам рассказывать, что есть такие застройщики, которые этого не делают. А если не делают, так не принимайте у них дом!


 

Л.Хаютин: Тут есть еще один аспект проблемы. Допустим, проектируется подстанция на группу домов. Построена. К ней подключают последний дом. По бумагам, на трансформаторной станции резервов мощности для него достаточно, а по факту вся нагрузка уже выбрана. Так и со встроенными помещениями. Норма - это нечто усредненное. А объекты сдаются и наполняются конкретными фактическими нагрузками. Что в этой ситуации можно сделать?


О.Аврутин: Позвольте пример. Дом на Рокоссовского. Сети построены. Жильцы обращаются: мы свое заплатили, дайте нам свет и воду! А когда пошли специалисты, документов нет, подрядчиков нет, застройщика тоже. Еще пример. Террастройинвест. Сети построены несколько лет назад. И как построены? Брошены в землю, они никому не предъявлялись. За чей счет теперь банкет? Кто будет устранять дефекты? Кто и как будет собирать документацию к вводу в эксплуатацию и передаче на баланс? Ведь как только нам передают сеть на баланс, остается 30 дней, чтобы она стала объектом недвижимости с регистрацией в агентстве. А там если, не дай бог, в твоем техническом акте запятая стоит не там или буква, не как в акте госкомиссии, то  возвращают. Что дальше? За 30 дней не зарегистрировал объект - начинается процедура с налогами и так далее. А сколько  случаев, когда сдают стройку под гарантийные письма об устранении недочетов! Потом забыли, а справка уже ушла. Дом сдан. А гарантии не исполнены. И подрядчика уже нет. Скажу больше: 80 процентов предъявляемых канализационных сетей строятся не с проектными уклонами, фактически волной. Нам приходится заставлять подрядчиков все это исправлять. 


А.Коренько: Бывает такое. По уложенным сетям ходит большегрузная техника, чего быть в принципе не должно.


В.Устничик: Когда я читаю, что один человек попался пьяным за рулем, это не значит, что у нас в стране все пьяные водители. 


А.Коренько: Действительно, не надо обобщать. Мы обсуждаем другую тему - о том, что половина формализованных документов водоканалов и Белэнерго на самом деле не нужна. Подчеркиваю: не исполнительную документацию, а десятки документов на подключение к сетям я должен собирать.


В.Карягин: По этому показателю у нас одна из худших позиций в мире. Хотя, согласно Директиве N 4 Президента, доказывать, что нужна та или иная процедура, теперь должно министерство или ведомство. И только по согласованию с бизнес-сообществом. Почему у нас высокая стоимость товаров? В том числе и потому, что всевозможных разрешительных процедур слишком много и они непомерно дороги. А мир давно идет по пути доступности технических и административных процедур. Внедряют электронное правительство. Все документы должны быть на сайтах, просты по языку и в электронном виде доступны. В Эстонии люди контракты подписывают с мобильных телефонов. Везде превалируют безбумажные технологии. Любая канцелярская процедура должна быть краткой, по существу. И сегодня это политика нашей страны.


 

"СБ": ...которая очень медленно реализуется. При подключении к электросетям требуют 17 документов, для заключения договора на водоснабжение надо 11...


В.Устинчик: Предлагаю плавно перейти к подземным гаражам. Меня очень удивляет избирательный подход. Неравные условия игры на рынке. Одному застройщику можно построить 30-50 тысяч квадратных  метров жилья и обеспечить 12 процентов квартир машино-местами. А у меня, к примеру, дом на улице Ложинской на 100 процентов обеспечен машино-местами. Заработал там миллион долларов прибыли. И думаете, где он?


"СБ": В подземных гаражах...


В.Устинчик:  ...которые до сих пор не раскуплены. Потому что себестоимость - 23 тысячи долларов.    


Л.Хаютин: У нас 270 машино-мест уже больше 2 лет полностью построены и не востребованы.


В.Устинчик: А как заставить людей их покупать?


"СБ": Надо строить дешевле...


О.Аврутин: На мой взгляд, абсолютно неправильный подход - продавать квартиры в многоэтажном доме без гаражей или стоянок. Парковочное место должно быть обязательным условием строительства, только тогда мы избавим двор от засилья машин. Так строятся наши соседи по Европе. Безоговорочно.


А.Коренько: Нарушаете Конституцию. Я, может, вообще не имею машины и не хочу ездить. А жить где-то должен.


Л.Хаютин: Для нас подземные гаражи - одна головная боль, и все наше финансовое состояние перекошено из-за них. Совершенно очевидно, что европейская норма обеспеченности транспортом - 380 машин на 1000 жителей - может быть реальна в Европе благополучной, с другими заработками и соотношением цены машины и гаража и очень жестким законодательством в отношении парковок в неположенном месте. На собственном опыте могу сказать: больше 20 минут под знаком "стоянка запрещена" не простоите. Машину утащат, и 300 евро штрафа вам обеспечены. Поэтому человек, приобретая квартиру, четко оценивает: если ему нужны две машины и два парковочных места и если он это не тянет по финансам, то ищет другие варианты. В пригороде частный дом, допустим. У нас средняя стоимость автомобиля не превышает 10 тысяч долларов, а себестоимость парковочного места зашкаливает за 30 тысяч долларов. Это путь в тупик. Если де-факто гаражи не заполняются, надо пересматривать нормативы. Ведь любые нормы - это связь желаемого с действительностью. Если реальность не оправдывает вашего желания и потенциала, то давайте  жить, как можем. У нас в жилом комплексе на Богдановича на 1000 введенных квартир продано 200 машино-мест. Дворы заставлены, машины стоят везде, где можно...


"СБ": ...и где нельзя.


Л.Хаютин: Да, и на газонах тоже. Очень популярны джипы, которые позволяют перепрыгивать через бордюры. Что делать? Первый путь: пересмотреть нормы проектирования. Второй - как архитектор и застройщик с 30-летним стажем убежден: нам надо менять отношение к подземным парковкам с точки зрения противопожарной безопасности. 


 

"СБ": Сделать меньше защиту?


Л.Хаютин: Человек больше минуты в подземном гараже не бывает. Что ему там делать? Максимальное расстояние от парковочного места до эвакуационной лестницы - 20-25 метров. Преодолеть его можно за полминуты, если вдруг машина загорелась. И кроме железа и бетонных стен, там больше ничего не останется. При этом половина стоимости гаража - это система дымоудаления с обработкой огнезащитных составами всех воздуховодов. А составы стоят просто "атомные" деньги. Плюс приточно-вытяжная вентиляция и ко всему этому автоматика. Водяное пожаротушение. Хотя можно ли горящую машину потушить водой? Давайте скажем: да, черт с ними, с теми машинами, сгорят они, и все тут. Владельцы получат страховку. Тут нужен государственный подход.


"СБ": Это реально?


 

В.Степаненко: Стоимость противопожарной защиты гаража никогда не превышает 3 процентов от стоимости строительства дома. Это, во-первых. Во-вторых. У нас при министерстве создан консультационный совет. Мы всегда говорим: уважаемые предприниматели, застройщики, обращайтесь. Инициируйте предложения. Мы будем их обобщать, анализировать, изучать и все можем выработать. Уже 23 нормативных акта с участием бизнеса подготовили. С 1 июля вводим единые правила безопасности, выложили на сайт, с органами госуправления согласовали. Но много вопросов возникает в процессе эксплуатации. Поработайте с нашими правилами. Мы уже год замечания собираем. Но вы должны понимать: нельзя под каждый объект принять единые правила.


В.Карягин: Я вот ни разу не получал приглашение направить представителя в совет Минстройархитектуры, откуда в итоге выходят все нормативы. Более того, в нарушение директивы Президента, мы не получаем проектов документов, которые готовятся.


В.Степаненко: Позвольте, продолжу. Уровень проектирования у нас настолько низкий, что проектировщик не желает использовать методики, которые позволяют делать нормы гибкими в зависимости от конкретной ситуации. Например, строится кафе на 40 посадочных мест с летней площадкой на 152 километре дороги Брест-Минск-граница РФ. Проектная организация бизнесмену столько всего напредлагала по пожарной безопасности, что стоимость противопожарных мероприятий оказалась 425 миллионов рублей. Мы взяли проект, проанализировали и сказали: это, это и это лишнее. Оставили систему защиты на 50 миллионов. Сэкономили предпринимателю значительную сумму. А все почему? Проектировщик не удосуживается изучить нормативы.


В.Устинчик: Иногда ему это и выгодно. 


В.Степаненко: И таких примеров сотни. Мы всегда просим застройщиков, учитывая уровень квалификации проектных организаций, приносить нам на рассмотрение документы на ранней стадии, пока не начали строить, чтобы не было проблем при эксплуатации.


 

"СБ": Почему же тогда у предпринимателей к пожарным инспекторам масса претензий? 


В.Степаненко: Потому что экспертизу проходит только архитектурный проект. По сути дела, рисунок. Строительная часть, где вся детализация, никакой экспертизы не проходит. За прошлый год привлекли к ответственности 625 проектировщиков за некачественное проектирование. Сейчас тенденция: принимают проектные решения, связанные с завышением стоимости противопожарной безопасности. На предприятии "Речицадрев", к примеру, наружное технологическое оборудование обеспечили огнезащитой на улице на 5 миллиардов рублей, хотя это не требуют никакие нормы. Но так проектировщик заложил. "Борисовдрев". Огнезащита - 20 млрд. рублей. Хорошо, вовремя остановили.  


В.Карягин: А есть у нас возможность проверки качества проектирования?


В.Степаненко: Мы вышли с ходатайством: поднять уровень проектирования. В нашем командно-инженерном институте инжиниринг безопасности строительства ввели. И настаиваем, чтобы такие специалисты  были в проектных организациях. А мы ведь надзорная служба, смотрим, как соответствует проект техническим нормативам. На каждый проект, который прошел экспертизу, в среднем 3,5-5 нарушений. 1109  проектов посмотрели - выявлено 5629 нарушений. Причем солидные.


"СБ": Почему же тогда в проектных организациях нет специалистов?


В.Степаненко: Экономят, наверное. Крупные берут. А большинство - нет. А обязаны иметь. У нас проектировщик отвечает за качество документации, а экспертиза за то, что пропустила нарушения, никакой ответственности не несет. 


А.Коренько: Раз у нас экспертиза не может проверить проект, может, следует ввести не добровольную, а обязательную пожарную экспертизу?


Л.Хаютин: Я все же хочу вернуться к тем 3 процентам от стоимости дома, которые якобы не превышает стоимость противопожарной защиты. Вот цифры. В 2012 году у нас сдан гараж на 293 места. Больше 5 тысяч долларов на 1 машино-место - пожарная безопасность. Это 25 процентов от себестоимости. Хотя, на мой взгляд, приточная вентиляция в гаражах не нужна. Максимум - вытяжная. Там зимой и так лютый холод. Потому что двери не закрываются: постоянно кто-то выезжает и въезжает. Далее. Гараж разделен на 4 отсека. В каждом своя приточная вентиляция, дымоудаление, тамбур-шлюзы, электрощитовые. Зачем? Неужели нельзя сделать один? Какая разница - 80 машин или 280? Что дало то, что гараж поделили на отсеки? Это же не склад пиломатериалов. Машина сгорела? И даже рядом стоящая не факт, что загорится.


В.Степаненко: Свежий пример: в подземном паркинге ТЦ "Глобо" 3 машины полностью сгорели, 5 повреждены. Всего за три года сгорело 753 машины, из них 420 в гаражах. Но мы готовы прислушаться к вашему мнению. Просьба внести нам официальное предложение.     


Л.Хаютин: Но ведь это не ваша прерогатива - менять нормы. 


В.Устинчик: А дымоудаление помогло?


Л.Хаютин: Я хочу сказать о другом: государство, если оно хочет сделать подземные гаражи доступными, должно поставить перед проектировщиками задачу их удешевления. 


В.Устинчик: Я был в Пекине. 25-этажный дом. Долго искал в подземном гараже систему дымоудаления. Спросил. Меня, судя по всему, даже не поняли, ответив: у нас в каждой квартире есть вентилятор. Дальше. трехуровневый подземный гараж, 300 машино-мест. Один выезд и выходов через каждые 25 метров нет. Спрашиваю китайцев: почему? На меня посмотрели удивленно: так у нас такой хороший широкий выезд. У нас, считаю, норма 25 метров до выхода -  надуманная и 3 выезда - тоже.


В.Степаненко: Я уже сказал, вносите предложения.


Л.Хаютин: Да мы постоянно вносим предложения в Минстройархитектуры. Потому что понимаем прекрасно: нормативные акты готовят ведомства, а издает Минстройархитектуры. Но до сих пор не можем инициировать хотя бы обсуждение  этой проблемы. Тупик. Министры меняются, а в нормативной базе не меняется ничего. Для них это не государственная проблема. 


В.Степаненко: Я тоже, будучи в Лондоне, интересовался устройством дымоудаления в подземном гараже. Там оно есть, но технологии шагнули далеко вперед. Нет воздуховодов, как у нас, а смонтирована система вентиляторов.  


А.Коренько: Мне сейчас предлагают проект паркинга, где по 6 тысяч евро машино-место. За эти деньги люди покупали бы. Но такой паркинг запроектирован по европейским нормам. А когда по нашим считаем - идет удорожание. Как решить эту проблему?


В.Степаненко: Давайте вместе посмотрим. Возможно, что-то удастся адаптировать. 


В.Карягин: Один предприниматель хотел у нас во дворах строить многоуровневые стоянки. 2 года ходил по инстанциям и бросил. Не хотят у нас решать проблему на государственном уровне. Хотя длительное пребывание автомобиля на дворовых площадках вполне можно урегулировать на уровне местной власти. Надо сбор ввести. 


Л.Хаютин: Если государство не хочет, чтобы дворы были заставлены машинами, штрафы за неправильную парковку надо выписывать без присутствия водителя. Как в Европе: чек прикрепил на стекло, и попробуй не оплати. Что, у нас это невозможно?


В.Карягин: Проблему засилья машин во дворах следует решать комплексно, не делая ставку только на строящиеся здания. В этом я согласен с Львом Исааковичем. Этот блок вопросов надо вынести на общественно-консультационные советы. Частенько мне доводится бывать на белорусских и международных строительных выставках. Встречаю там интереснейшие компании, например, одна из них все крыши над спортивными сооружениями стоит из клееного бруса, а у нас дорогущий железобетон. Многие иностранные проектировщики, бывая у нас, ужасаются: как все дилетантски запроектировано! С другой стороны, нельзя иметь в штате каждой проектной организации сотрудников на все случаи жизни. Даже крупная организация не может все учесть. Вывод? Надо активнее внедрять аутсорсинг. Нужно кооперацию вводить между специалистами,  в том числе и в проектных организациях. И унифицировать следует наши нормы с европейскими. Учитывать новые конструкции и материалы, новейшие технологии.


В.Степаненко: Есть объекты многофункциональные, комплексные, и, как показывает практика, ни одна проектная организация не сможет их до конца правильно спроектировать.


Л.Хаютин: Чтобы применять такие конструкции, о которых вы, Владимир Николаевич, говорите, надо менять основополагающие вещи. У нас деревянные перекрытия вы никогда не продвинете. А зачем к лоджиям, остекленным алюминиевыми профилями, изнутри прикреплять металлические ограждения? Это удорожание и на безопасность никак не влияет  - проверяли. Но сколько ни пытались пробиться через это, ничего не получается. Позвольте внесу предложение. Одно дело - некомпетентность, о которой мы сейчас много говорили. За это проектировщиков штрафуют. Пятно в биографии. Так вот, чтобы избежать штрафа, начинают заталкивать в проекты, что надо и что не надо. Это стоит огромных денег. Поэтому заключение городского МЧС должно стать обязательным, и чтобы передавал проект туда заказчик, а не проектировщик. 


О.Аврутин: Любой проект в Европе всегда проходит стороннюю экспертизу. Но бизнесу тоже надо иметь в виду, что служба, которая принимает объект, должна неукоснительно соблюдать нормы, потому что за этим - не только комфорт, но и порой человеческая жизнь. И нельзя эти нормы менять под нажимом бизнеса. Делать все надо системно и взвешенно. 


В.Карягин: Директива N 4 обязывает все вопросы решать в диалоге. 


Л.Хаютин: В указе Президента N 72 есть четкое понимание ответственности застройщика и государства за строительство магистральных сетей. Но что на практике? Обращаешься за техусловиями. По указу, мне должны построить  магистральные высоковольтные линии, а мне снова пишут: строй сам. Если хочешь получить площадку. 


В.Карягин: Значит, должен быть орган, куда можно апеллировать и оспаривать действия согласующих инстанций.


 

В.Степаненко: Надо еще учитывать, что в каждом ведомстве есть человеческий фактор. Бывает, кто-то себя неправильно ведет. И для обсуждения таких фактов мы открыты в любое время. Обращайтесь, за это только скажем "спасибо". Нам тоже таким специалистам надо давать по рукам. Мы же прекрасно понимаем: все разрешающие и согласующие службы - все на ваших плечах сидят и кровно должны быть заинтересованы, чтобы вам, бизнесменам, работалось проще и лучше. 


aelita@sb.by

 

Советская Белоруссия №109 (24492). Четверг, 12 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter