Люди разные: многим важно варить свой суп, некоторым – плевать в чужой

 Думать головой

Коллега пишет: «Сначала все были видными вирусологами, потом знатными казаховедами, сейчас профессиональными мостостроителями». Полагаю, так было и будет всегда. Это не люди, многостороннее развиваясь, пришли к «оналитике». Это к людям пришел круглосуточный, общедоступный и анонимный интернет.


И вернул людям «кухню». В чем была прелесть кухонных разговоров? Подобрав себе компанию по вкусу (по образованию, по знанию предмета, умению дискутировать и стойкости к алкоголю), каждый мог как почувствовать, так и показать себя знатоком футбола, политики и медицины. 

Однако каждый, опять-таки, четко понимал границы своей «икспертности»: кухня. Было такое время.  
Насаждаемая с запада по чисто экономическим поначалу причинам глобализация, в том числе и цифро-коммуникативная, привела к появлению информационной «общей кухни». На ней человечество – во всяком случае, его огромные группы – взахлеб обсуждает все на свете. Делая это в худших традициях хорошо известной нам кухни коммунальной: умные говорят редко, их плохо слышат, зато не смолкают нахрапистые, а для склочных по характеру снова возникла желанная среда обитания. 
Люди всегда думали и будут думать по-разному. Пример: живет в райцентре неплохой белорус. В меру талантливый, в меру активный, даже руководит творческим коллективом. Которому, как он свято уверен, давно пора дать звание народного. И не надо спрашивать, почему – поссоритесь. 

Теперь следите за логикой. Главу райисполкома он (да и его окружение) знает «как облупленного»: тот кум сестры швагера золовки его двоюродной тетки. Поэтому понятно: бюрократ, чинуша, ворюга, двуличный, не тем занимается, не на месте. Обоснование? Ах, оставьте, об этом все знают. 

Кстати – может, оно так и есть. Тогда, наверное, нужно обратиться, куда следует, и положить на стол факты? Но наши люди – они не такие. За западных не скажу, но постсоветские – точно.

Следовательно, за званием обращаться к мэру бессмысленно. А надо писать сразу в столицу. Но там чиновников много, запутаться можно, потому – Президенту. Пусть исправит вопиющую несправедливость. 

Скажите, ведь желанную награду (звание «народного коллектива») может пробить (и должна, и способна, и все равно за рекомендацией к ней обратятся) директор Дома культуры? Нет, она тетка хорошая, с ней отношения добрые, не стоит ее «подставлять». Вот если из столицы, да сразу в район, минуя область, придет указание, да лучше всего прямо из кабинета Первого, вот тогда они и зашевелятся. Вот ужо они попляшут. И еще напишите об этом в газете, чтоб наверняка. 

Помните анекдот про «Хорошая, плохая, хорошая… - даже картошку сами перебрать не могут!»? Так я вам авторитетно скажу: анекдоты на пустом месте не возникают. 

Вот так думает нормальный и даже хороший человек. В том числе и потому, что иначе думать его никто не научил. В том числе и сама местная власть.    

Есть и другие. Не успел в Минске рухнуть мост – а мосты, знаете ли, рушатся, такое случается, - как немедленно на кухне (зачеркнуто) в интернете у нехтомотолек объявился «инженер Горремавтодора». Разумеется, анонимный. Он еще тогда-а, аж в 2003-2004 годах, знал о «личном указании Лукашенко про мост забыть»! Никого из сплетников не смущает, ни откуда звук, ни факт, что именно Лукашенко по тому мосту ездил едва ли не чаще, чем любой из минчан. 

«Профессионал», правда, тогда же и «ушел из треста вместе с коллегами» - с такими же анонимами. Знаете, я даже допускаю, что это не фейк: уж больно похоже на поведение человека, которому гораздо слаще не свой суп сварить, а плюнуть в тот, которые варят другие. И таким же, как и сам, нехтомотолькам рассказать. Вместе с карканьем: «И это не последнее ЧП, которое произойдет еще».  

Так что если неосторожно поскользнетесь в гололед – знайте: они, протестуны наши и беглые, еще в начале века предупреждали. 

Немедленно вслед проявились и другие «иксперты»: и поезда на железной дороге у них «раскачиваются», и самолеты «Белавиа» «расшатываются», и вообще «страна катится в каменный век». Так они пишут своим однодумцам за рубеж, сидя на теплой (в отличие от европейской) собственной (а не арендованной) кухне по высокоскоростному (а не как в Америке) интернету, используя VPN и последнюю модель гаджета. 

Люди думают по-разному – так же, как и убирают за собой, моются и чистят зубы. Оно само не возникает: детей сначала приучают, а часто и принуждают. А уж потом общество поддерживает презрение к неряхам и грязнулям. Неприятие их и отторжение как меру, позволяющую поддерживать чистоту.  
С точки зрения информационной гигиены, оказывается, все дело в том, кем ты себя окружаешь. Кого слушаешь, с кем общаешься, что читаешь. Если утро начинать с нехтомотолек (уж эти-то всю правду, сидя там, про здесь и скажут), день продолжать в потугах «Перамоги», злобясь до осипшего «Голоса», а вечер посвящать фейсбучикам с «низабудим-нипрастим» и «вси равно пабедим», -  сам не заметишь, как превратишься в склочника. Кляузника. Пакостника. И чем дальше, тем более невероятного. 

Они, невероятные, кстати, сильно встревожены. «Может, чинушам пора бы уже заняться наведением порядка, а не массовыми увольнениями неблагонадежных из всех сфер», - вопиют беглые? Так ведь чистка рядов – это и есть наведение порядка в правильном порядке. Общество больше не хочет терпеть рядом тех, кто плюет ему в суп, вот и все. 

Прежде чем мыть пол, нужно выгнать всех грязнуль, иначе придется перемывать, а зачем? А мост мы отремонтируем. Будет еще лучше прежнего. Как и большинство из того, что делают белорусы в своей собственной стране. На любимой земле. 
Уж простите, накипело. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter