«Люди не должны жить по принципу «моя хата с краю...»

В ПРОШЛОМ году в сельской местности республики совершено около 33 тысяч преступлений (в 2010-м — примерно столько же). От рук злоумышленников пострадали более 12 тысяч пенсионеров. Какие злодеяния совершаются на селе? Почему они происходят и как уйти от печальной статистики? На эти и другие, отнюдь не праздничные, вопросы накануне Дня милиции мы попросили ответить заместителя начальника управления профилактики МВД Беларуси подполковника милиции Олега КАРАЗЕЯ.

Условия для сельских участковых в республике созданы достойные. Но и помощь населения лишней не бывает, считают в Министерстве внутренних дел.

В ПРОШЛОМ году в сельской местности республики совершено около 33 тысяч преступлений (в 2010-м — примерно столько же). От рук злоумышленников пострадали более 12 тысяч пенсионеров. Какие злодеяния совершаются на селе? Почему они происходят и как уйти от печальной статистики? На эти и другие, отнюдь не праздничные, вопросы накануне Дня милиции мы попросили ответить заместителя начальника управления профилактики МВД Беларуси подполковника милиции Олега КАРАЗЕЯ.

— Олег Георгиевич, тема «сельской» преступности чем-то отличается от «городской»?

— Вопрос этот мы изучали неоднократно. И вот какую закономерность вывели: если по имущественным преступлениям ситуация практически идентичная, то убийства и причинение тяжких телесных повреждений — это беда для нашей глубинки. Их уровень, из расчета на сто тысяч населения, на селе чуть ли не в два раза выше, чем в городах. Причины банальны — пьянка, ссоры на пустом месте, а потом в ход идут кулаки, ножи, топоры…

— Всем известно, что главный и единственный милиционер в деревне — это участковый. Какие условия созданы на селе для его работы?

— Рабочий кабинет у участкового инспектора милиции расположен в райотделе. Но и на обслуживаемом участке, если тот в десятках километров от центра, ему ведь тоже надо иметь свой угол. Чтобы гражданина принять, документ срочный подготовить... Такой базой можно считать общественные пункты охраны порядка. Как правило, расположены они в зданиях сельсоветов. Кстати, буквально в конце прошлого года, 30 декабря, утверждено разработанное по нашей инициативе постановление Совета Министров № 1793 «Об утверждении Типового положения об общественном пункте охраны порядка». В нем прописаны позиции, вызывавшие вопросы у представителей местных властей: какие документы необходимо вести, что должно быть в помещении ОПОП и тому подобное.

Мы проводили мониторинг, по результатам которого пришли к выводу: для участковых на селе созданы вполне достойные условия. В принципе, местные органы власти идут нам навстречу. Трехлетнее выполнение Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» помогло убедить всех в том, что наша безопасность — это наше общее дело. Идет ли речь о председателе исполкома, руководителе предприятия или о ком-то еще.

К примеру, недавно в Чашниках прошел тематический вечер «Профилактика — залог здорового общества». Благодарность местным жителям, которые внесли лепту в наведение порядка в районе, высказало руководство областных УВД и прокуратуры, а также местного исполкома. По решению последнего подобная акция в Чашниках будет проводиться ежегодно. Это ли не показатель взаимопонимания?

— А сами сельчане охотно помогают правоохранительным органам в случае необходимости?

— Конечно. Но все зависит от конкретного человека и его жизненной позиции. К примеру, если в состав совета общественного пункта входят люди, которые не живут по принципу «моя хата с краю», то и толк будет. Вот председатели Волковского (Поставский район) и Добромыслянского (Лиозненский район) сельсоветов Таисия Баторы и Надежда Попелковская и тунеядцев на заседания пригласят, и об их трудоустройстве похлопочут, а если надо, то и посодействуют о направлении в ЛТП. А староста деревни Тевли Кобринского района Екатерина Борздун и вовсе помогала раскрыть конкретные преступления.

— Олег Георгиевич, нельзя обойти стороной еще одну проблему — безопасность пожилых людей, которых на селе немало...

— На государственном и ведомственном уровне есть целые программы, направленные на поддержку этой категории граждан. С 2010 года МВД проводит специальные комплексные мероприятия «Внимание — возраст!». Помимо личного общения со стариками, разъяснения того, как лучше обеспечить безопасность свою и имущества, мы организуем обучающие инструктажи для тех, кто с ними чаще всего контактирует. Речь идет о социальных и медработниках, почтальонах, продавцах, представителях коммунальных служб.

В наших внутриведомственных документах за участковыми закреплена обязанность владеть информацией о людях преклонного возраста, которые живут на обслуживаемой административной территории. В центре внимания — одинокие и проживающие вместе с асоциальными лицами. Ни для кого не секрет, что многие «детки» нигде не работают, пьют за счет пенсий своих родителей. Ставим таких на контроль, проводим профилактическую работу.

Используем и такой рычаг, как направление в ЛТП. Хотя понимаем, что в целом это проблему не решает: количество мест в подобных учреждениях невелико, да и выйдя оттуда, многие принимаются за старое. Поэтому сейчас прорабатываем вопрос, чтобы человек мог покинуть ЛТП не через год, а через девять месяцев — но при условии прохождения курса антиалкогольного лечения, в том числе так называемой кодировки.

Виктор НОВИКОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter