Люди на восточной стороне

Место встречи — Костюковичи
Место встречи — Костюковичи

Костюковичи — центр одноименного района, который, как известно, граничит с Брянской областью. Территорию района разделяет еще одна незримая граница — радиационного загрязнения, и это тоже не новость. Для меня стало новостью то, что две упомянутые границы влияют на жизнь местного населения не совсем ожидаемым образом.

Район, наверное, еще не видел такого количества журналистов за один приезд. «Пресс–тур в глубинку», организованный Министерством информации, обеспечил Костюковичам возможность достойно себя показать в республиканской государственной прессе. С утра на пресс–конференции в исполкоме собрались все руководители. Потом нас повезли по предприятиям, в хозяйства, детские учреждения и больницу. Информации — много, но главное, что я поняла уже утром, это то, что в Костюковичах для столичных «писателей» есть две основные новости: хорошая и плохая.

Начните с плохого...

— Будете писать, начните с плохого — для нас это очень важно, — сказали мне местные жители. — Проблему все равно надо поднимать, и как можно скорей. Нам необходимы понимание и помощь Минска.

А плохо вот что. В Костюковичском районе высокая смертность. В прошлом году там родились 280 малышей, а умерло — 607 человек. Вы, конечно, подумали, что основная причина — радиация. На самом деле все тривиальней. Жители загрязненных территорий десять лет назад спешно переселились в чистые места — тут же, в своем районе. Привыкали, заново наживали потерянное, если хотите, заново учились жить и... попивали некоторые — кто с горя, кто для «оздоровления». Постепенно люди обвыклись с новыми условиями, но пить многие продолжают до сих пор...

Среди умерших — трудоспособные граждане 30 — 40 лет. Это алкоголизм «заботливо» провожает их в мир иной. А самое непосредственное участие в этих проводах принимает... Брянская область. Три приграничных района Брянщины имеют одну особенность: жители российской стороны зарабатывают на жизнь, приторговывая «стеклорезом», своеобразным алкогольным напитком, который лихо идет в дело, особенно в дни выдачи зарплаты на белорусской стороне.

Прокурор против «стеклореза»

Прокурор Костюковичского района Анатолий Малаховский на пресс–конференции выступил вторым, сразу после председателя исполкома Михаила Борисова, и это о чем–то говорит. Ведь тема его выступления — упомянутый «стеклорез» и последствия его употребления.

— Разбавляют пополам и пьют, — эмоционально посвящал журналистов в подробности Анатолий Егорович. — Что ни преступление — обязательно под воздействием этого зелья! У нас ведь в соответствии с декретом Президента ввоз физическими лицами этилового спирта (в том числе алкогольной продукции) свыше 5 литров запрещен. А наши садятся в машину впятером, едут к соседям — каждый по 5 литров — и их не накажешь! Самогоноварение тоже есть, но с этим можно хоть вести борьбу. А вот с брянским пойлом мы не можем своими силами справиться. Оттуда такой наплыв идет! У нас уже в ЛТП достать путевку сложнее, чем в санаторий!

Анатолий Малаховский, давший такое начало нашей встрече, заметил в конце выступления: «Я с этого начал, чтобы вы поняли наш район. У нас и преступность зависит от россиян: у соседей по ту сторону границы сельское хозяйство полностью развалено. С момента распада СССР они пребывают в перманентном унынии. Смотрят наше телевидение, завидуют белорусам, в праздники поднимают тосты не за Путина, а «за батьку»... Но им жить как–то надо? Вот они и торгуют да еще сюда к нам набеги устраивают: тащат все, что можно украсть! Приходится принимать меры, отвлекать силы, кордоны ставить. Зимой в праздники председатель принял решение — всем ответственным лицам района дежурить на объектах!»

Местные власти ждут, что в Минске примут какие–то меры, запрещающие хотя бы на этой территории ввоз физическими лицами пресловутого зелья. «Надо более энергично вопрос решать, может, даже и жестко, чтобы некоторые поняли: пощады не будет. Пора внести изменения в законодательство, мы даже подготовили предложения своему депутату. В этом наше спасение, а то мы как с ветряной мельницей боремся. А ведь растут дети, все происходит у них на глазах», — поддержал прокурора председатель райисполкома Михаил Борисов.

О хорошем

Контакты с Брянщиной негативом не ограничиваются. Когда комбайны из хозяйств Костюковичского района идут убирать поля соседей (по просьбе последних), у тех, по словам очевидцев, слезы в глазах стоят. Белорусские специалисты имеют авторитет и, как говорят в районе, «рекламируют» нашу экономику. Рекламировать есть что. Ведь даже проблему трудоустройства, вставшую ребром после переселения семей из загрязненной зоны, в районе удается потихоньку решать. Выделяют субсидии на предпринимательскую деятельность. Правда, немногие пока готовы рисковать. В исполкоме понимают: надо учитывать психологический момент. Загрязненный радиацией район — не то место, где хочется затевать серьезное дело, связанное с производством. Пробуют себя в основном в коммерции. Ситуацию с безработицей уже переломили, и сегодня безработных значительно меньше. Но доля женщин среди них остается высокой. Районные власти собираются организовать 6–месячные курсы по подготовке продавцов и экспедиторов. Для тех, кто решается на свое дело, есть 3–недельные курсы. Люди учатся писать бизнес–план, экспертный совет оценивает работу, решением исполкома выделяется безвозмездная субсидия. Власти берут на себя расходы, связанные с получением лицензии. В этом году многое изменится к лучшему, а программа переобучения увеличится на 20 процентов.

Новая технология в СПК «Прогресс»

Вот уж не думала, что мне предложат взглянуть по–новому на некоторые вещи. Вы думаете, словосочетание «новая технология» может быть применимо только по отношению к технике? Оказывается, нет. Заместитель председателя райисполкома Валентина Ковунова, которая сопровождала нас в поездке по хозяйствам, утверждает, что в «Прогрессе» главная из всех новых технологий — уникальный подбор кадров. 10 лет назад сюда съехались переселенцы, в основном из Самотевичей (Валентина Валентиновна и сама оттуда). И эти приезжие умудрились стать... костяком чужого хозяйства. Теперь это уже их «Прогресс» — в прямом и переносном смысле. Именно вокруг переселенцев все лучшее объединилось и прогрессирует. Здесь крепкая материально–техническая база, позволяющая использовать последние веяния науки. В основном техника поступала по линии областного и республиканского бюджета, какой–то дивный плуг (с расчетом, что тут он пройдет достойное испытание) был подарен Президентом во время посещения района, что–то куплено в лизинг, что–то в кредит (за все уже рассчитались). Без солидного парка машин семеноводческому хозяйству обойтись было бы трудно. Но еще труднее — без специалистов, которым все это добро можно не только доверить, но и получить от него наибольшую отдачу. На фоне услышанного утром от прокурора это обстоятельство приобрело вдвойне важный смысл. Ведь можно вкладывать деньги в технику и сырье, можно давать субсидии и создавать условия. Но если некому все это сохранить и приумножить, какой от всего этого прок?

— И на материальном положении отношение к работе отражается, — к слову подметила Валентина Валентиновна. — В прошлом году здесь на 33 процента больше зерновых получили. Соответственно и денег — более 100 миллионов прибыли!

— И зарплата растет?

— Растет, — подтвердил председатель СПК Николай Саулов. — Но денег ведь никогда не бывает много. Наши заработки с Минском, конечно, не сравнить. Но если сравнивать с другими хозяйствами в районе, то разница существенная. Мы анализировали по годам — тенденции обнадеживают. Это вначале, когда люди только переехали, было тяжело. Но в прошлом году средний заработок увеличился на 75 процентов. Кроме того, хозяйство может помочь и на личном подворье. У нас есть средства для того, чтобы заботиться о своих людях.

«Ну и коллектив подобрался! Особенно те, кто приехал из Самотевичей», — только и слышишь о «Прогрессе».

— Я и сам не местный, — подтверждает наличие «новой технологии» Николай Саулов, — но самотевичские меня просто поражают трудолюбием! Может, там руководство было какое–то особенное? Или они просто так воспитаны? У нас во всем районе всего пара хозяйств, крепких именно такими людьми.

Николай Иванович, оглядывая «угодья», вдруг хитро прищурился и спросил:

— А скажите, вы где–нибудь еще видели, чтобы сельская любительская футбольная команда заняла первое место в области?

— Да, здоровый дух тут и здоровый коллектив, — поддержала председателя Валентина Ковунова. — По–моему, это и есть самая важная новая технология. Я вот сомневаюсь, что вы увидите здесь пьяного во время посевной! — Зампредседателя райисполкома осмотрелась в поисках деревяшки, по которой можно постучать, и не найдя спешно добавила: — Упаси Господи, конечно.

Здоровый дух и вкусная еда

Потом мы поехали в лесхоз. Там здоровый дух поселился давно и прочно. Работники ГЛХУ «Костюковичский опытный лесхоз» считают, что на их долю выпало и большое счастье (жить среди природной красоты), и одновременно большое горе (учитывая, что часть района серьезно пострадала). «Необходимость преодолевать последствия радиоактивного загрязнения, работа в экстремальных условиях (охрана леса от пожаров, самовольных порубок и браконьерства) заставляют уделять внимание физкультуре и спорту». Заместитель директора по идеологической работе Н.Елисеенко дала мне «информацию», где это (и многое другое о лесхозе) было написано специально для журналистов. Но слова, похожие на лозунг, имеют под собой вполне реальную почву. Как выяснилось, сама Елисеенко не удержалась и минувшей зимой тоже стала на лыжи. А вообще в лесхозе около 100 лыжников разной квалификации, в состав спортивной команды хозяйства входит 31 работник. Директор, главный лесничий и главный бухгалтер пошли дальше — они в составе отраслевой спортивной команды республики. В музее лесхоза нам показали альбом с фотографиями с соревнований, в том числе и международных. Вокруг лесхоза, в дендрарии, где более 60 древесных и кустарниковых пород, зимой проложена лыжня.

«Экскурсия» по району завершилась на ОАО «Костюковичский молокозавод». Естественно, там нас накормили. Все было вкусно: и творог, и сыр (мой любимый «Адыгейский»), и молоко, и сметана — такая густая, что вызвала у некоторых столичных товарищей серьезное подозрение (никак в нее что–то подмешивают — ну не бывает сметана в минских магазинах такой густой!).

Директор слушал нас и усмехался:

— Такая вот у нас сметана! Вообще, мы выпускаем продукцию 30 видов. Половину реализуем на внутреннем рынке, остальное возим в страны СНГ (18,5 процента) и в государства, не входящие в СНГ (30 процентов). Это дает возможность значительно увеличивать прибыль.

Резюме

...Я никогда раньше не участвовала в подобных пресс–турах, поэтому могу утверждать: смотрела на все «свежим» глазом. И вот к какому выводу пришла. Эта поездка заставляет задуматься о необходимости здесь, в Минске, вместе с властями в районах продолжать поиск рационального какого–то зерна, которое, положенное по весне в нашу частично испорченную радиацией землю, позволит людям взрастить нечто важное. Они там, в Костюковичах, и так свое важное растят. Но здесь, в Минске, мы порой не слышим их голосов. А ведь без этого сложно им будет продолжить ход истории, насильственно прерванный разразившимся в 1986 году техногенным катаклизмом, а для некоторых — социальным в 1991 году.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter