Почему водительская солидарность редко выходит за рамки перемигивания фарами?
В пятницу вечером ехал с семьей к родным в деревню по шоссе Гродно — Минск. И едва проскочили Щучин, как под капотом нашего жигуленка что-то резко ударило. Остановился, открыл капот — из помпы вытекал антифриз… Сумерки быстро сгущались, стремительно проносились мимо машины, надо было голосовать, цепляться на буксир, возвращаться домой. Сердце заныло о шоферском товариществе и взаимовыручке: хоть бы кто остановился, предложил помощь.
Помню, как мы с отцом путешествовали на своем транспорте в начале 60-х годов. Дороги почти все булыжные, заправок и ремонтных станций почти нет. Но если на обочине горемычно стояла машина с поднятым капотом, то и встречный, и попутный транспорт неизменно тормозил. Свой брат шофер и бензином делился, и готов был пробитую камеру помочь завулканизировать, и в моторе покопаться. Иные были между людьми отношения — более теплые, человечные. А теперь разве водитель водителю — друг, товарищ и брат? За деньги и то мало кто согласится выручить…
Так невесело думалось на обочине дороги, как вдруг со стороны Щучина появилась машина ГАИ. «Что случилось?» — спросили офицеры Щучинской ГАИ лейтенант Сергей Корецкий и старший лейтенант Евгений Метько. Заглянув под капот, они поставили диагноз: помпа полетела. И тотчас отбуксировали нас на щучинскую заправку, что возле самой трассы. А дальше было так: офицеры созвонились с владельцем местного магазина автозапчастей, а я — со своим коллегой и старым товарищем, редактором Щучинской районки, Константином Клебаном. И уже через час редакционный водитель при свете переноски менял жигулевскую помпу. Хоть и с опозданием, но мы прибыли в деревню. За семейным столом первый тост провозгласили за работников службы ГАИ.
А через некоторое время мы снова встретились с этими офицерами Щучинской ГАИ. И разговор, естественно, шел на тему — люди на дороге. И не столько в контексте инспектор — водитель, а больше водитель — водитель. Ведь не секрет: автомобилей на дорогах становится все больше, но человеческих отношений все меньше, а водительская солидарность не простирается дальше предупреждающего перемигивания фарами о скоростном контроле.
— Действительно, за последние годы количество машин увеличилось раза в 2—3, — говорит Сергей Корецкий. — Стоишь на трассе Гродно—Минск, а мимо сплошной поток автомобилей, как река, течет. Словно по столичному проспекту. И нарушения — одно за другим. Совершают их в основном молодые – «бритые». Они как в обществе себя ведут нагло, так и на дороге. Могут в лоб идти, подрезать, сильно превысить скорость. Прямо какой-то дорожный бандитизм. Остановишь такого, а он и в этой ситуации наглеет, деньги сразу сует. Вот с такими негодяями особенно строго надо бороться.
Инспектор Корецкий служит в ГАИ 23 года — самый опытный работник в районной службе. В 1996 году был признан лучшим по профессии в области. Его фотография — на областной Доске почета. Руководство областной ГАИ помогло отличнику службы и его семье улучшить жилищные условия, оплатив половину стоимости новой квартиры. Евгений Метько прежде был участковым, но уже третий год, как перешел в ГАИ. Недавно повышен в звании, стал капитаном.
— Очень тяжелые случаются аварии из-за пьянства, лихачества и невнимания на дороге. Если бы лихачи хоть раз увидели страшное зрелище — искореженное железо и человеческие тела (а работникам ГАИ приходится видеть такое нередко), наверное, подумали бы о своем поведении на дорогах, — говорит Евгений Метько. — Некоторым лихачам кажется, что с ними ничего не может на дороге случиться. Такое заблуждение часто приводит к трагедиям. На трассе Гродно—Минск у нас этом году произошла страшная авария, погибли 5 человек — все родственники. Жертвой аварии стал и пятимесячный ребенок. В прошлом году тоже было тяжелое ДТП – 4 трупа. Больше аварий стало по вине женщин-водителей. Наблюдая происходящее на дорогах, еще раз убеждаешься, что для водителя в пути главное — культура вождения, водительское взаимопонимание и человечность.
… А случаи, когда инспекторам ГАИ приходится помогать людям, вставшим на обочине из-за поломки техники, происходят каждую неделю, сообщили офицеры. И они опять буксируют машины, помогают найти запчасти, а то и мастера. Это их долг — служить и помогать людям на дороге.