Корреспондент «СВ» предпринял экстремальную вылазку на Ольманские болота, что на юге Беларуси

Люди на болоте

Кому взбредет в голову провести отпуск… на болоте? Есть такие. Поход на «дрыгву», как говорят в Беларуси, – туризм на любителя. Сначала надо выбрать хорошие сапоги, добыть топографическую карту. Та еще романтика…


Фото из личного архива

С ПОСОХОМ ПО «ДРЫГВЕ»


В Беларуси болота занимают почти 15 процентов площади. К этим топким местам люди относятся с уважением. В войну «дрыгва» служила укрытием от врагов. Сейчас кормит клюквой, а местами – морошкой. Мы отправились на Ольманские болота впятером. Ходили три с половиной дня.

– Дикие места, одному туда лучше не соваться, – предупредил опытный «болотоходец». Местные уверяют, что за многие годы трясина никого не засосала. Если все делать разумно, ЧП маловероятно. Нужно подобрать себе длинный посох – им проверяешь поверхность впереди себя, прежде чем ступить. Идти так очень тяжело. Почва колышется под ногами, «чавкаешь» по грязевой жиже. Помогают гати – выложенные бревна. Правда, осенью они слишком скользкие. Однажды нам встретился качественно вымощенный путь. Может, это остатки коммуникаций одного из хуторов, которые здесь были до хрущевских времен? Порой на деревьях попадаются борти – старинные ульи. Деревенский люд до сих пор собирает из них мед.

ПОЧЕМ КЛЮКВА?


Один из участников похода – турист Диггер – рассказывал, что однажды умудрился поставить палатку прямо на болоте. Мы решили ночевать на островах. Место искали с доступом к воде – она есть в колодцах, которые выкапывают сборщики клюквы поближе к своим «станкам» (шалашам). Они тут неделями живут, собирая клюкву. Урожай складывают в негерметичные мешки и… топят. Вода и холод помогают сохранить продукт. Потом его забирают и продают скупщикам.

– Почем клюква? – спрашиваю у местного жителя.

– Было почти по три белорусских рубля за килограмм. В конце сезона уже по 2,5 рубля, – разводит руками мужчина. Чтобы заработать, нужно собрать под сотню килограммов, не меньше.

Сезон обычно начинается в сентябре и продолжается до снега. Сбору иногда мешают пожары. Мы видели кое-где, как погуляла огненная стихия. Деревца стоят черными палками. Ягод там мало.

СВЯТОЕ ОЗЕРО


Неподалеку от Ольман выходим к озеру Большое Засоминое. Берег заболочен, но сюда из села проложен настил. Заходим на небольшую обзорную вышку, у берега – беседка. Там хорошо перекусить, полюбоваться озером. Верующий человек поклонится стоящим у водоема крестам – озеро издавна считают святым. По одной из легенд, здесь когда-то утопилась дочка князя, которой не позволили выйти замуж за любимого. После трагедии отец повелел освятить озеро и установить кресты.

В самих Ольманах есть старинная церковь XIX века – после войны сохранился храм и дом священника. Немцы сожгли все в округе, жителей угнали в лагеря. Только некоторым удалось спастись в болотах.

Летом болото – это сырость, жара, комары. Осенью – сырость особая, коварная, прохладная, пронизывающая. Зачем же ходить сюда по своей воле? Ответ мой прост: чтобы испытать себя, мысленно примерить значок «За покорение трясины». Разве не круто побывать там, где не ходит большинство? Открыть для себя неизведанный мир природы и человеческих возможностей.

КОМПЕТЕНТНО

Игорь Рудаковский, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории озероведения географического факультета БГУ:

- Болота - это часть ландшафтного и биологического разнообразия. Там сосредоточены многие уникальные виды флоры и фауны – карликовая береза, болотная сова, белая куропатка. Там гнездятся журавли. Аккуратно ходить по этому царству можно. Но деятельность человека часто приводит к осушению болот, сокращению видов. Добыча торфа также наносит ущерб.

СЛОВАРИК

Пятьдесят оттенков вязкого

В белорусском языке и его диалектах очень много слов, которыми называют болота. Наберется, пожалуй, десятков пять. Вот только некоторые из них: бель (верховое болото с белыми мхами), вир (окна в болотной топи), дрила (топкая грязь), дрыгва (трясина), жабар (болотце), люща (моховое болото с кочками и окнами), шарынь (болото с серым мхом).

МИФЫ И ФАКТЫ

Сохранилось много легенд о том, что Ольманские болота были когда-то частью моря или по крайней мере очень большого озера. Оно занимало южные земли Беларуси и северную часть Украины. Многие ссылаются на Геродота, который писал, что река Гипанис (скорее всего, это современный Южный Буг или Припять) выходит из некоего озера. На картах XVI века в этих местах действительно обозначали огромное озеро. Обычно его называли Сарматским, то есть Восточноевропейским.

Судя по большим залежам солей, которые сейчас разрабатывают в шахтах «Беларуськалия», море было, но не в средние века, а намного раньше.

Сейчас в этой местности болота, о которых ходят легенды. Будто в старые времена люди находили здесь якоря, и вода в колодцах иногда становилась соленой. Все эти факты и домыслы смешались в головах людей, стало модным говорить, что здесь было «море Геродота».

СОВЕТЫ БОЛОТОПРОХОДЦЕВ

• Одевайте рыбацкие сапоги с голенищами намного выше колен или длинные резиновые бахилы от военного комплекта химзащиты.

• С собой желательно взять запасную одежду, чтобы можно было переодеться в сухое при необходимости.

• Не ходите далеко без проводников. Самостоятельный поход возможен только после нескольких вылазок и составления карты при содействии знающих людей.

• Берите с собой спутниковый навигатор с такой картой.

• Не делайте резких движений. Ощупывайте шестом почву, чтобы понять, насколько она устойчивая.

• Замерзшее болото зимой не станет абсолютно твердым. Оно может засосать не хуже летнего.

• Уточняйте у пограничников, какие документы нужно оформить для посещения южных белорусских болот вблизи с Украиной. Иначе грозит штраф за незаконное пребывание в приграничной зоне.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter