Критик Улькяр Алиева о премьере балета "Орр и Ора" в Большом театре оперы и балета Беларуси

Люди как птицы

О лебединой верности слагают легенды, однако мало кто слышал о верности орлов — гордые птицы приоткрывают тайну истинной любви лишь немногим. Тургенев однажды справедливо заметил, что «тайны человеческой жизни велики, а любовь — самая недоступная из этих тайн». Рассказать о любви — вдохновляющей, окрыляющей — на сцене Большого театра Беларуси попытались создатели нового балета «Орр и Ора».


В основе сюжета — рассказ Вячеслава Заренкова, который в соавторстве с хореографом Александрой Тихомировой изложил обновленную версию истории любви, где переплетаются судьбы двух красивых пар — людей и орлов. При этом романтическое направление сюжетной линии постановки не только не исключает реализма, а представляет одну из многообразных форм выражения реалистического метода: влюбленным (читайте светлому началу, оберегаемому птицами) противостоит безликая и злобная серая масса. Именно этим определяется острая конфликтность, накал страстей и резкая контрастность, даже полярность в характеристике положительных и отрицательных героев.

Сюжетная основа предопределила и жанр спектакля — оптимистическая трагедия. При этом создатели попытались донести свое мироощущение, мировосприятие двух равнозначных понятий — Времени и Вечности, где каждый шаг характеризует определенный этап природного круговорота жизни. Первый шаг (Весна) — зарождение жизни и любви. Шаг второй (Лето) — растворение влюбленных в любви и счастье. Шаг третий (Осень) — бессилие влюбленных против беспросветной злобы толпы и как итог — разлад и разлука. Шаг четвертый (Зима) — одиночество в душах Женщины и Мужчины. Шаг пятый (Весна) — все возвращается на круги своя: Время входит в поток Вечности, соединяя после смерти души влюбленных.

Помимо основной канвы, в сюжет органично вплетаются образы птиц — Орр и Оры — своего рода обереги влюбленных, связующее звено между небом и землей. В то же время образы орлов можно трактовать и как светлый дух — дух любви главных героев, воссоединяющий их на небесах.


Драматургия антитез нашла отражение в музыке Михаила Крылова в обработке и оркестровке Олега Ходоско. Но какой бы ни была музыка балета, в театре она подчинена законам сцены, и качество постановки зачастую на долгие годы определяет судьбу произведения. Александра Тихомирова создает многомерную хореографическую панораму (своего рода хореографическую полифонию), где каждый персонаж, ансамбль, кордебалет имеет свой оригинальный пластический облик.

Самое замечательное в создании социального пласта сценического действия — в них не чувствуется фальши. Так, узнаваемы чинный свадебный марш и трепет влюбленных перед брачной регистрацией; коллективные фотографии с новобрачными на память; пьяные тамада и фотограф; танец подвыпивших гостей, постепенно превращающийся в вакханалию (в пьяном угаре гости сходятся стенка на стенку); первый семейный скандал; внешне эффектная, но пустая атмосфера ночного клуба, пытающегося завлечь публику своим главным хитом вечера — танцем плененной Оры.

Цветовое соотношение становится фонической основой сценографии, которое усиливается благодаря цвето–световому решению (художник по свету — Ирина Вторникова), выполняющего функцию нематериальной декорации, обволакивая все действие и внося определенный смысловой подтекст. Багряный цвет — цвет крови — окрашивает липкую сеть–паутину, в которую попадает Ора (те же кровавые нити окутывают белоснежные крылья Оры в клетке). Оригинально художник использует и сценические костюмы кордебалета. Безликую серую сущность толпы не скрыть за яркой оболочкой праздничной одежды или вечерних нарядов (платья–накидки у балерин и жилеты у танцовщиков поверх серой основы сценических костюмов).

Александра Тихомирова никогда не ставит окончательную точку в своих спектаклях. В финале каждого балета есть некая недосказанность, оставляющая искру надежды. Вот и в спектакле «Орр и Ора» реальные образы — образы влюбленных преобразовываются в финале в трансцендентальные: исчезает физическая оболочка, но души героев соединяются на небесах, разрывая смертельный мрак. И в окружении птиц на фоне просветленного гимна парящий над кордебалетом дуэт влюбленных наполняет финал ярким знаковым содержанием — символами Ожидания, Надежды и Возрождения.

Уже после спектакля подумалось: балет «Орр и Ора» на сцене Большого театра создает очень трепетное человеческое настроение, которое трудно встретить в современных постановках, словно напоминая о том, что у каждого человека есть своя, избранная вторая половина. И, обретя ее, главное — не упустить этот подарок, дар любви, который преподносит судьба. Иногда людям все же стоит приглядеться к орлам...

Улькяр АЛИЕВА, театральный и музыкальный критик, профессор Азербайджанской национальной консерватории.

Фото предоставлены Большим театром.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter