Завершился суд над организаторами автопирамиды

Люди из тени

Дело "АвтоКомпаниСевен": вынесен приговор организаторам "комиссионки", обманувшим 500 человек
Фото Виталия ГИЛЯ.

В Минске завершился судебный процесс по громкому уголовному делу об автопирамиде. Пострадавшими признаны сотни человек. Сумма ущерба более 4 миллионов долларов. Как такое стало возможным?

Сотрудники компании «АвтоКомпаниСевен» были заключены под стражу в 2014 году. Два года шло следствие, и в январе 2016 года судья Жанна Брысина выслушала первых потерпевших. Судебное слушание длилось 10 месяцев. Каждый день в зале суда с исковыми заявлениями появлялись все новые и новые обманутые клиенты автохауса, лишившиеся и своих машин, и денег.

Бизнес у «АвтоКомпаниСевен» начинался достаточно хорошо. С 2010 по 2012 год фирма работала стабильно и успела завоевать хорошую репутацию. Бывали финансовые проблемы, но их удавалось быстро решить. Однако затем что–то пошло не так. Возможно, это было связано с новой бизнес–стратегией, которую решили применить руководители. Ее суть состояла в том, чтобы брать на реализацию больше машин и сбывать их по меньшей цене, а с выплатой затягивать. Таким образом, по расчетам бизнесменов, они должны были остаться в выигрыше. В результате за два года у них образовался долг перед 494 владельцами автомобилей. Обманутые клиенты массово понесли заявления в милицию. Директора и менеджеров компании заключили под стражу. Еще около 200 человек проходят по делу как свидетели — это те, кто успел купить машину у дельцов, а затем их авто арестовали.

Обвинение, а оно состояло из 4 томов по 241 странице каждый, прокурор зачитывал несколько дней. По делу проходили 5 человек: Дмитрий Довнар, учредитель и директор «АвтоКомпаниСевен», два менеджера — Сергей Юневич и Павел Афельдар, охранник и автомойщик Назыл Фазылов, предприниматель Сергей Руклецов, который занимался долевым строительством и кредитованием под залог. Часть из них признали свою вину, как, например, директор компании, который в последнем слове сказал, что искренне раскаивается в содеянном и что, лишь находясь в зале суда, до конца понял, насколько большую ошибку совершил.

Фото  СК.

Среди пострадавших были и так называемые перекупщики, которые зарабатывают на перепродаже машин. И те, кто сдал авто на реализацию, но денег так и не получил. Пострадали и клиенты, которые купили машины, но затем авто арестовали. Общая сумма ущерба, которую нанесли клиентам дельцы из «АвтоКомпаниСевен», составила около 4,5 млн долларов.

Часть проданных автомобилей вернется к прежним владельцам, некоторые по решению суда останутся у новых хозяев. Остальным же остается надеяться, что свои деньги получат после того, как судебные исполнители конфискуют арестованное имущество и обратят его в пользу потерпевших. А имущества, если верить свидетелям, ни много ни мало — на 4 млн долларов: дорогие машины, украшения, дома.

Фото  Владимира  ШЛАПАКА.
Почему вообще стала возможна такая ситуация? У бизнесменов была возможность построить свой бизнес на достаточно либеральных условиях, чем они не преминули воспользоваться. Их не «душили» налоги, проверки, документация. Итог — от 8 до 9 лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества и сотни обманутых людей. Бизнесмены превращаются в мошенников не только в автосфере. Достаточно вспомнить истории с туристическими фирмами, которые появляются из ниоткуда и оставляют с носом десятки отпускников, или интернет–магазины, которые берут деньги и не доставляют товар. Серьезный бизнесмен, с опытом, на такое не пойдет. А вот новичок, как показывает практика, запросто. Суд над «АвтоКомпаниСевен» показал, что некоторые неофиты от коммерции напрасно считают, будто упрощенные условия для бизнеса — это не поддержка государства, а лишь возможность облапошить клиента.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (25112). Среда, 30 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter