В Петербурге завершился XXIII Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России».
Ах, эта свадьба!
На позитивной ноте завершился форум, ярким представлением — благодаря белорусским артистам. Театр из Бреста показал спектакль «Мещанская свадьба» по пьесе Бертольта Брехта. Острый, сатирический, с элементами клоунады, эксцентрической карикатурой на персонажей, на самих себя. И через эту насмешку ясно просматривается тоска по искренности, которой в современном обществе так не хватает. Это ранняя пьеса выдающегося немецкого драматурга, ее мало кто читал и тем более видел на сцене.— Это наш совместный проект с приглашенным режиссером Игорем Казаковым, возглавлявшим в то время Могилевский театр кукол. Интересный для нас опыт. В постановочной команде были и петербуржец Роман Каганович, режиссер по пластике, и композитор Леонид Павленок из Минска, работавший во многих спектаклях Казакова. Премьера состоялась в конце 2019 года, мы мало где еще побывали с этим спектаклем — в связи с наступившей в 2020-м пандемией. Показали его на гастролях в Могилеве, Витебске, на фестивале в Минске, а в России это первый показ. Мы благодарны фестивалю «Встречи в России» за то, что обратили внимание на эту постановку, — рассказала помощник художественного руководителя Олеся Бурдина. — Это и наш первый зарубежный выезд после локдауна. Конечно, все «изголодались» по гастролям, по общению со зрителями. Да, можно найти компромиссные формы вроде онлайн‑показов, но они не заменят встречи с искусством в театральном зале, живого обмена энергией.
Наш художественный руководитель Александр Козак приезжал в Петербург, участвовал в международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры». Мы одни из первых вступили в 2017 году в Ассоциацию деятелей русских театров зарубежья.
— Петербуржцы знают ваш театр. Ждали, что же вы привезете на сей раз.
— Мы уже, можно сказать, завсегдатаи этого фестиваля. Дебютировали здесь в начале 2000‑х — постановкой «Дядя Ваня» известного литовского режиссера Альгирдаса Латенаса. Затем показали «Над пропастью во ржи» Сэлинджера — и это был совсем другой спектакль, где задействована молодежь — задорная, энергичная, выпустил его Тимофей Ильевский, наш нынешний главный режиссер.
В 2019 году мы так же, как и нынче, закрывали фестиваль. Показали премьеру — «Невольницы» по малоизвестной пьесе Островского. Этот проект вырос из эскиза лаборатории, которую проводили совместно с СТД России, осуществил его московский режиссер Егор Равинский. И вот «Мещанская свадьба». Все четыре спектакля разные по жанрам, эстетике.
Совершенно искренне можем сказать, что мы очень любим петербургскую публику. Из закулисных наблюдений: воодушевленные артисты отмечают, что здесь реагируют на такие сцены, которые у нас проходят в молчании зала. Настолько отзывчивая, восприимчивая публика! Конечно, взыскательная. Понятно, что зрители избалованы, в хорошем смысле, большим выбором театров, постановок — петербургских, московских, зарубежных, фестивальных. Поэтому очень ценен такой теплый, домашний прием. Это большая радость и ответственность для нас, своеобразный профессиональный экзамен.
Демон в куклах
Спектакли режиссера Олега Жюгжды, главного в Гродненском театре кукол, всегда проходят при аншлаге в любом городе. В этот раз петербуржцы увидели «Демона» по произведению М. Ю. Лермонтова (и вновь русская классика: Жюгжда ставил Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова...).Режиссер называет свою постановку легкой восточной историей с глубоким философским содержанием, предлагая зрителю всерьез задуматься о жизни, здесь вечные темы: любовь, добро и зло, вера и верность.
Олег Жюгжда, к сожалению, на фестиваль не приехал — готовится к постановке в Хакасском национальном театре кукол «Сказка».
Актер Вячеслав Амбросевич рассказал «СОЮЗу»:
— Я работаю в театре год. Уходил в армию и вернулся снова. Это мои первые гастроли. Спектакль «Демон» очень люблю, он вызывает сильные эмоции. Мы существуем в стихо-творной форме. У меня роль Рассказчика, работаю с разными куклами — тростевыми, планшетными. Они у нас очень красивые, придумала их художник Лариса Микина‑Прободяк. И атмосфера вокруг неповторимая: сильный актерский состав, все поддерживают друг друга, ты заражаешься энергией партнеров и отдаешь ее своим куклам и, конечно, зрителям, это так замечательно.
Звучат грузинские мелодии, куклы исполняют танцы Грузии. Барабан, на котором я играю, нам подарили грузины. И красивый кинжал — настоящий, грузинский. Крылья Демона сделаны из перьев павлина, это выглядит здорово! Я, когда вводился в спектакль, приходил посмотреть его вместе со зрителями. Мест в зале никогда нет — постоянные аншлаги, смотрел из ложи звуковиков или световиков...
В ТЕМУ
В онлайн‑программу фестиваля вошел спектакль «Дядюшкин сон» Могилевского областного драматического театра, режиссер — Михаил Лашицкий. Достоевский создал повесть в сибирской ссылке. Опасаясь цензуры, писатель, по своему собственному выражению, «невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности». Но вещичка получилась очень даже острой.
Светлана Мазурова
sm2004@list.ru