Письма с воспоминаниями читателей «СБ. Беларусь сегодня» о пережитом ими и их родственниками в годы войны редакция получает в большом количестве

Люди и судьбы

В разнообразии редакционной почты особо выделяются письма, в которых читатели рассказывают о своих родных и близких. Потому что там есть все: любовь, нежность, тревога, печаль, грусть, переживания и даже обиды. Как говорил классик, «письма — больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий». Читая некоторые, понимаешь, что образное выражение принимает порой буквальный смысл.

Фото носит иллюстративный характер.

«Своего отца я никогда не видела. К сожалению, одна-единственная его фотография была утеряна после войны. Как бы мне хотелось побыть в тех местах, где он погиб, вспомнить его и возложить цветы…» Эти щемящие строки Антонины Статкевич из Осиповичей пронизаны душевной болью и ощущением невосполнимой потери. Потери отца, которого она никогда не видела: он пропал без вести за несколько месяцев до ее рождения.

…Иван Семенович Молчанов родился в 1905 году на Смоленщине. После мобилизации в ряды Красной Армии решил свою дальнейшую жизнь связать с защитой Родины. В 1937 году окончил офицерские курсы, получил звание младшего лейтенанта.

«Перед войной, — пишет Антонина Ивановна, — служил командиром взвода в 100-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Беларуси. С мамой они познакомились в Слуцке, поженились. К лету 1941-го у них на руках было двое детей — Клара и Валерий, ждали третьего ребенка — меня. 22 июня маму, моего брата и сестру отец посадил в машину, чтобы эвакуировались в тыл. Однако во время фашистского налета колонну расстреляли. Мои родные чудом остались живы, но их взяли в плен и отправили в тюрьму, находившуюся в городе Ломжа. Там я и родилась 3 января 1942 года.

Далее маму и нас отправили в Германию. Я даже не знаю, в каком именно месте мы там были. А мама не хотела о войне рассказывать. Вернулись на родину только после победы, в 1945 году. Мама долго ждала папу и замуж не выходила. Он не вернулся. Жизнь она отдала своим детям. Все трое получили высшее образование. Лично я после школы поступила в Минский медицинский институт на лечебный факультет. Проработала до пенсии врачом. Через полтора года мне исполнится 90, но по сей день не дает покоя только одно — неизвестность судьбы моего отца. Моя семья пыталась найти любую информацию, но увы… От всего сердца благодарна за акцию «Беларусь помнит», объединившую тысячи людей. Если вдруг найдутся неравнодушные, готовые пролить свет на судьбу моего отца, Молчанова Ивана Семеновича, наша семья будет очень признательна…»

***

Только представьте: беременная молодая женщина с двумя детьми-крохами пытается уехать от войны в кузове машины, которую с неба поливают свинцом вражеские самолеты… Вокруг взрывы бомб, предсмертные крики раненых, горы убитых.

А потом тюремные застенки, роды в нечеловеческих условиях и рабство в фашистской Германии… Страшная картина прошлого. Это было. И это не должно, размывшись временем и суетой, уйти из памяти или, еще хуже, превратиться в злонамеренную ложь о войне. В своем эмоциональном письме Анфиса Хорошок из Орши рассуждает о сохранении исторической правды.

«Как бы ни пытались некоторые политики европейских стран обелить злодеяния фашистов, переписать историю, громя и уничтожая памятники героям Великой Отечественной войны, ничего у них не получится!» — в первых строках пишет Анфиса Степановна.

«Что такое убить ребенка или женщину? А убивать массово, сжигать живьем, брать кровь до капли, морить голодом, вешать на столбах, забрасывать живых детей в колодцы, умерщвлять тысячами в газовых камерах? Это степень зла, не поддающаяся разуму. Наша миролюбивая Беларусь служит общим памятником для миллионов погибших в войне мирных жителей. И тем больнее для нас клеветническое и циничное искажение народной стойкости, принижение отваги и героизма наших отцов и дедов, матерей и бабушек. Вечная память всем погибшим от рук кровавого нацизма! Спасибо нашему Президенту, единственному из числа президентов стоявшему на параде Победы, за его память и любовь к своей стране! Слава всем защитникам, стоящим на страже Родины! Слава доброму, трудолюбивому народу Беларуси!»

 И такое красноречивое послесловие от автора: «Простите за неровный почерк и за излишнюю эмоциональность, дрожит рука и щемит сердце»…

***

«И ранен был на поле боя,

и мы его не подобрали.

(Теперь отыщутся, пожалуй,

такие, что поправить рады:

мол, на войне так не бывало…

Нет, так бывало, — лгать не надо!)»

«С этими строками моего любимого поэта Константина Симонова, — пишет в своем письме минчанка Галина Радашкевич, — переплелась судьба моего мужа — Николая Илларионовича Радашкевича.

Он воевал на Южном фронте, был командиром артиллерийской батареи. В 1942 году в одном из сражений получил серьезное ранение. Санитары подобрали его с большим опозданием. Начались долгие скитания по госпиталям. Одну ногу спасли, а вторую пришлось ампутировать. В память о войне у него остались орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». После войны он переехал в Минск и окончил БГУ. Долгие годы служил Фемиде, стал заслуженным юристом. Муж был очень скромным человеком, воином, тружеником. Всю свою жизнь посвятил служению народу. Он умер в 71 год. В июле этого года наша семья будет отмечать 100-летие со дня его рождения...»

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter