Ученый-историк Николай Ильинский создал летопись белорусской милиции

Люди чести и долга

Летопись белорусской милиции в целом и в частности, роль ее сотрудников в годы войны едва ли кто-то знает лучше, чем наш сегодняшний собеседник. Он в известном смысле и создавал эту летопись. Много лет назад Николай Ильинский первым из исследователей взялся свести воедино разрозненные сведения, которые сам же по крупицам собирал в различных архивах. Они легли в основу документальной книги «Органы внутренних дел Белорусской ССР в 1941 — 1950 годы», изданную под грифом «Для служебного пользования» в 1978 году. В своем предисловии к ней генерал-майор милиции В.Ф.Майданюк, в те годы заместитель министра внутренних дел Белорусской ССР, назвал книгу «первой попыткой конкретно, в деталях изучить и показать деятельность оранов внутренних дел Белоруссии в один из важнейших этапов их 60-летней истории».


Николай Иванович посвятит истории белорусской милиции кандидатскую и докторскую диссертации, издаст несколько поэтических сборников и романов по исторической тематике, скоро ожидается премьера художественного фильма, снятого по его произведению... Сегодня Николаю Ильинскому, ученому–историку и писателю, — 85. Он преподает зарубежное право, закончил очередной роман, его профессиональная память по–прежнему хранит и безотказно выдает в разговоре имена героев, которые и мы обязаны знать, помнить.

Война, как известно, началась внезапно. Не везде армия и органы власти были готовы дать отпор врагу. Именно милиционеры, сотрудники Наркомата внутренних дел, первыми приняли бой — наряду с пограничниками. Про Брестскую крепость сегодня знают все, про героическую оборону вокзала известно меньше. Его, когда Брест уже был занят немцами, три дня удерживали сотрудники городской милиции во главе со своим начальником Воробьевым. Немцы взяли вокзал лишь тогда, когда почти все его защитники погибли. Тяжелораненого Воробьева расстреляли на берегу реки Мухавец. Неспроста этот эпизод упомянул в своих послевоенных мемуарах знаменитый немецкий диверсант и организатор спецопераций Отто Скорцени.

Везде, где была возможность, создавались истребительные батальоны. Их возглавляли, как правило, начальники райотделов. В состав входили не успевшие эвакуироваться райкомовские и советские работники, члены партии, но боевой костяк составляли именно милиционеры. Батальоны не только вели борьбу с диверсантами и шпионами, но занимались эвакуацией гражданского населения и принимали участие в боях. Это были серьезные боевые единицы. Если батальон создавался областным управлением НКВД, в нем было до двухсот штыков, если районным — до ста. В первые дни войны на территории нашей республики было создано 78 истребительных батальонов.

Николай Ильинский.

В качестве примера скажу об одном из них. Макар Троян, работавший опером в Могилеве, Мозыре и Лельчицах, перед самой войной возглавлял Паричский райотдел НКВД. Он и принял командование истребительным отрядом из 80 человек, костяк которого составили его коллеги и подчиненные: участковый инспектор Антон Войтиков, оперуполномоченный уголовного розыска Емельян Драпеза, начальник паспортного стола Иван Козлов, водитель Яков Магелянский... Наладил связь с аналогичными формированиями в Речицком, Бобруйском, Василевичском, Октябрьском районах, организовал разведку, сбор оружия и боеприпасов... Его отряд сумел выявить и обезвредить несколько вражеских диверсантов, переодетых в красноармейскую форму, а 14 июля вступил в бой с крупным немецким десантом... Четыре дня милиционеры не позволяли фашистам переправиться через Березину и зайти в тыл Красной Армии, дважды освобождали от них Паричи... Но долго противостоять превосходящим силам врага, танкам и авиации не могли. В своем донесении в штаб дивизии командир 445–го немецкого полка Кунце докладывал: «...В Паричи пехота вошла, почти полностью потеряв свою боеспособность».


И.Рудобелец

Отряд понес большие потери и отступил в деревню Ала. Боец отряда Игнат Рудобелец попросил у командира разрешения ночью наведаться в Паричи: там осталась жена с ребенком. Кроме того, Рудобельцу предстояло выполнить партийное задание и создать подпольную группу. Его ночной визит не остался незамеченным для соседа: скрипнула калитка... Немцы схватили бойца. Зная, что командир отряда остался в живых и где–то скрывается, устроили допрос. На глазах Рудобельца расстреляли жену и двухлетнюю дочь. Он не выдал своих товарищей. Его казнили вместе с другими плененными патриотами. Деревню Ала фашисты сожгли, как и Хатынь. До победы дожили только Макар Троян и Яков Магелянский.

Есть высокий символизм в том, что именно в тех местах, где летом 41–го сражался отряд Трояна, в 44–м начнется грандиозная операция «Багратион», которая положит начало полному освобождению Белоруссии. Как известно, посвященный началу операции мемориал был создан недалеко от Паричей, возле деревни Раковичи.


П.Косило
Но стратегическая важность боев местного значения, которые белорусские милиционеры вели в первые дни войны, была понятна уже тогда. 6 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками, наградил орденом Красной Звезды Макара Трояна и Игната Рудобельца (посмертно), комиссара Давида Миндлина, секретаря парторганизации батальона Михаила Дудко и его заместителя Емельяна Драпезу.

Ордена Красного Знамени удостоился и командир Речицкого партизанского отряда Макар Турчинский, во взаимодействии с которым бойцы М.Трояна у деревни Дуброва 8 июля 1941 года уничтожили семь бронемашин, а три захватили в качестве трофеев. Трояну орден лично вручал всесоюзный староста Михаил Калинин: этот момент запечатлел военкор.
Михаил Калинин вручает награду Макару Трояну.

Принципиально важен тот факт, что все эти люди были первыми не только среди сотрудников милиции, но советских воинов вообще, награжденных Родиной в начальный период Великой Отечественной войны.

Но разве не героями были милиционеры Косило и Семенчук, охранники банка? Волковыск. Бомбежка. Бомба попадает в здание госбанка, оно начинает гореть. Охранники выносят мешки с деньгами, останавливают полуторку... Но немцы уже близко: за городом шофер бросает грузовик и бежит. Вчерашние батраки водить машину не могут. Что делать? Взвалили мешки на плечи и пошли... Сотни километров по немецким тылам! Сумели перейти линию фронта и сдали деньги в госбанк в Орле. Разве это не геройство? Мне ничего не известно о наградах за этот поступок. Своими глазами видел лишь расписку, которая и сейчас хранится в музее: принято от таких–то два миллиона пятьсот тысяч с чем–то рублей... Огромные деньги по тем временам! Семенчук погиб в борьбе с бандитами в 1946 году. Косило остался жив: он и рассказывал мне, как под Столбцами переправлялись через Неман с мешками денег...

После войны восстанавливать кадровый состав белорусской милиции пришлось почти заново, для этого пополнение присылали даже с Дальнего Востока. Те сотрудники, которые выжили в первых боях и отступили вместе с войсками, потом были направлены в немецкие тылы для организации партизанского движения и подполья. Они воевали и погибали. Победы в 1945–м дождались немногие. К примеру, сформированный в Смолевичах истребительный батальон дошел с боями до Гомеля. Но там бойцам было приказано вернуться — для подпольной борьбы. Один из них устроился работать в ларек, где фашисты выдавали довольствие прислужникам и полицаям: у партизан был полный список предателей.

Да, то была всенародная война. Но важно понимать, что врагу невозможно противостоять толпой. Даже готовых к сопротивлению людей надо было организовать и обучить, возглавить, наконец. Этим нелегким делом, повседневным и героическим, наряду с командирами Красной Армии, пограничниками, партработниками занимались и милиционеры: профессионально обученные, привыкшие к дисциплине и риску, знающие понятия чести и долга, готовые умереть. Именно они с первых дней войны дали понять безжалостному врагу: нас не победить.

Факты

Первая медаль «Партизану  Отечественной войны» I степени была вручена работнику милиции, уроженцу Гомельской области Е.И.Осипенко.

В декабре 1944 года в органах милиции работали 59,4 процента белорусов, 24,2 — русских, 5,6 — украинцев и 10,8 — представителей других национальностей. 

Хроника огненных лет

Боевые сороковые


22 июня 1941 г. Милиция Белоруссии переведена на военное положение и полностью подчинена задаче обороны страны. Главным управлением милиции НКВД СССР было принято решение о переводе работы наружной службы на две смены — по 12 часов каждая. Принимались меры к пополнению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.

23 июня 1941 г. Наркому внутренних дел БССР было поручено немедленно эвакуировать осужденных из мест лишения свободы западных областей — Барановичской, Белостокской, Брестской, Вилейской и Пинской. А это 16.537 человек.

21 июля 1941 г. Наркоматы — госбезопасности и внутренних дел — объединены в НКВД БССР. На органы внутренних дел возлагались функции по обезвреживанию вражеских агентов и диверсантов, борьбе со шпионами, с военным и трудовым дезертирством, мародерством, по обеспечению порядка в условиях военного времени, противовоздушной и противопожарной обороны, содержанию военнопленных и прочем.

31 июля 1941 г. Установлена единая норма вооружения для работников НКВД. Оперативный состав НКВД и личный состав милиции обязывались иметь на вооружении трехлинейную винтовку, пистолет и ручные гранаты.

Сентябрь 1942 г. Для управления и оказания помощи партизанским бригадам и отрядам на территории БССР был создан Белорусский штаб партизанского движения (БШПД), в состав которого входили 18 сотрудников органов внутренних дел.

Ноябрь 1943 г. На должность министра внутренних дел Белорусской ССР назначен С.С.Бельченко. Ему с нуля пришлось организовывать работу белорусской милиции, которая вскоре на 90 процентов состояла из бывших партизан.

Декабрь 1944 г. Милиция Брестской области выступила против банды Хмары, в состав которой входили власовцы и бывшие полицаи. После двухдневных сражений банду вытеснили в непроходимые Споровские болота, где она была разгромлена окончательно. В этом же месяце значимый бой случился и в Слуцком районе: местный отдел милиции уничтожил аналогичную банду Скорохода.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 26 (25161). Среда, 8 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter