Люди без болота. Что изменила в нашей жизни мелиорация?

Многих населенных пунктов, которые разрослись за последние десятилетия в Столинском районе, сегодня могло и не быть. На дорогу из Пинска до Давид-Городка пришлось бы тратить не пару часов, как сейчас, а несколько дней. Жители некоторых деревень на несколько месяцев в году могли бы быть отрезанными водой от внешнего мира. Не было бы на территории района славных на всю страну сельхозпредприятий. Мелиорация радикально изменила жизнь полешуков. Однако если не ухаживать за созданной системой каналов, то уже через десять лет может все обратиться вспять, и болота начнут отвоевывать территории.
— Бывало, берем с отцом косы и по грязи, порой по пояс в воде идем, чтобы на высоком месте накосить корове пучок травы, — вспоминает Михаил Ковальчук из Столина. — А теперь коси сколько угодно.
Прелести жизни людей на болоте можно почувствовать и сегодня. “В летние месяцы в пойме Припяти и Горыни без специальных препаратов, отпугивающих комаров и слепней, большинство людей не пробудет и полдня”, — рассказывают местные.
Мелиорацию на Полесье еще в XVI веке начала королева Бона Сфорца. Она была итальянкой и кое-что знала об этом деле. В XVIII веке по ее стопам пошли король Станислав Понятовский, магнат Михаил Казимир Огинский и представители рода Сапегов и Радзивиллов. Некоторые из каналов того времени служат и сейчас. XIX век также оставил свой след в мелиорировании полесских земель.
Но массовая мелиорация Полесья началась с 1965 года. В СССР опыт проведения мероприятий по повышению эффективности использования земельных и водных ресурсов уже был. Например, в Столинском районе большую мелиорацию начали еще в середине 50-х. За более чем десять лет прорыли канал протяженностью свыше 33 километров, создали всю необходимую инфраструктуру. В итоге получили около 7 тысяч гектаров освобожденных от воды плодородных земель. Благодаря этому многие сельхозорганизации района получили дополнительные площади улучшенной земли, да и на личных подворьях местных жителей стало просторнее.
— Люди относились к мелиорации положительно, — вспоминает Федор Козак, мелиоратор с 40-летним стажем. — Это можно сравнить с той радостью, которую испытывает ребенок, получающий подарок. Помогали механизаторам всем чем могли. Размещали их по квартирам, зачастую еще и кормили за свой счет.
— На территории Столинского района сейчас около двух третьих всей площади сельхозугодий получены именно в результате мелиорации, — рассказывает заместитель председателя местного райисполкома Александр Пачко.
Если несколько десятилетий назад на местных землях были рады получить и 11 центнеров зерна с гектара, то теперь собирают по 40. В среднем на один гектар сейчас приходится 0,7 головы крупного рогатого скота. Уже поставлена задача довести этот показатель до 1. Чтобы добиться этого, нужно эффективнее использовать имеющиеся земли и, возможно, продолжать мелиорацию. Тем более что резерв для этого есть. Только на Столинщине потенциал оценивается в десятки тысяч гектаров.
— Полешук — это человек, ищущий землю, — объясняет заместитель председателя. — Наши люди всегда были ущемлены, им в первую очередь нужна земля. Вот почему необходима мелиорация. Конечно, с соблюдением всех природоохранных требований.
Но прорыть каналы полдела. Нужно еще построить дороги, мосты, насосные станции прочие инженерные сооружения. Строительство мелиоративных систем из расчета на один гектар в 50-е годы, по оценке специалистов, обходилось в 115 рублей, в 80-е — 1,6 тысячи. Сейчас на 1 гектар требуется до 10 миллионов рублей.
Однако сумма может оказаться еще большей. Каналы нужно регулярно чистить, косить траву, ремонтировать насосы и шлюзы, промывать дренаж. Если этим не заниматься, то уже через десять лет, по сути, придется строить все заново и соответственно тратить по 10 миллионов на гектар.
Помимо такой работы столинским мелиораторам немало приходится тратить сил и на приведение в порядок около 14 тысяч гектаров, которые в 70—80-е годы мелиорировались хозспособом, то есть самими сельхозорганизациями и порой “не по науке”. Из этих площадей примерно на 1,9 тысячи планируется навести порядок уже в нынешнем году, а до 2015-го в целом завершить работу.
Параллельно с этим некоторые неудобицы будут выводить из разряда сельхозугодий, заболачивать. Однако до массового воссоздания болот, чтобы они стали “легкими Европы”, похоже, дело не дойдет. Местным жителям и государству очень нужна земля, которая их кормит. Да, зарубежные экологи выступают за восстановление болот и даже предлагают для этого щедрую помощь. Тем не менее ни в Германии, ни в других странах пока не спешат ставить крест на мелиорации собственных земель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter