Людей держат корни

На Первом Национальном премьера нового документального фильма АТН
На Первом Национальном премьера нового документального фильма АТН

Сложно сказать что–то совершенно новое в телевизионном фильме, рассказывающем о последствиях чернобыльской трагедии: через экран за годы и так рассказано и донесено многое — отчаяние, острое ощущение утраты, тихая нота смирения. Как найти новые краски, не сфальшивить?

Режиссер Сергей Рыбаков и журналист Ирина Акулович под руководством заместителя председателя Белтелерадиокомпании, генерального директора АТН Александра Мартыненко в своей новой работе «Кривая Нива» попытались не повториться.

Началось все с того, что как–то раз Александр Мартыненко, проезжая в свои родные места через Костюковичи, обратил внимание на заброшенные деревни, давно не существующие на карте. И подумал: чем эти деревеньки не повод для вдумчивого и неторопливого документального очерка современным телевизионным языком?

— «Кривая Нива» — наш второй совместный проект с Ириной Акулович, — рассказывает режиссер картины Сергей Рыбаков. — За работу над первой совместной публицистической картиной «Я могу говорить» мы получили в этом году премию «Телевершина». В нашей новой работе нет авторского текста, все построено на наблюдении за жителями деревни Кривая Нива. Ее название и дало имя фильму. Оно как код места и сюжета: этой деревни нет ни на одной карте, а у жителей нет даже почтового адреса. Люди живут там, где жить запрещено: зараженные районы, зона обязательного отселения. Мы находились на съемках где–то около недели: ездили, снимали, записывали. Был задействован огромный технический ресурс, большая рабочая группа — звукорежиссеры, осветители, работал операторский кран...

По мнению авторов, фильм получился не столько о Чернобыле, сколько вообще об одиночестве деревенских стариков, не покинувших свои родные места вопреки обстоятельствам.

— Какие–то наши кадры могут показаться постановочными, — продолжает Рыбаков. — Но это не так, все снято методом наблюдения. Потому что, когда мы просили героев что–то специально сделать на камеру, получалось наигранно, то есть ничего не получалось. Мы пришли к выводу, что лучше всего просто наблюдать. Работали 2 — 3 камеры, операторы наблюдали — каждый за своим персонажем. Мы не торопились. Поэтому удалось подсмотреть черты характеров героев, их поведение.

— Кто–то вам запомнился особо?

— Конечно, все люди разные... Один, например, собирает шишки, сдает их по 10 тысяч за мешок, а еще помогает людям в соседних деревнях разгружать капусту или картофель, пахать огороды и на это существует. В его доме на краю деревни нет света, он живет один... В некотором смысле «Кривая Нива» — эксперимент АТН. Фильм не имеет авторского текста, только определенную музыкально–шумовую партитуру, короткие реплики героев. Есть в фильме действительно тяжелые сцены: огромные машины вроде бульдозеров зарывают жилые дома. Ведь не стоит забывать, что уровень радиации там превышает все допустимые нормы! И это происходит на глазах у местных жителей... Они вспоминают тех, кто строил эти дома, жил в них... Кривая Нива уже наполовину закопана. Дома наших героев стоят по одному на отшибе. Их не могут снести, потому что там живут люди.

И мы задаемся вопросом, что держит наших героев на этих клочках земли? Нам, молодому поколению, городским жителям, многое уже не понять. Почему люди так отчаянно, во вред своему здоровью, наперекор здравому смыслу, казалось бы, остаются за гранью цивилизации? Но единственно верного ответа мы не даем, оставляя возможность ответить на этот вопрос всем зрителям Первого Национального телеканала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter