СЧИТАЕТСЯ, что детям легче прижиться в новом коллективе, потому что им проще заводить друзей и находить общие интересы. Здесь надо внимательно посмотреть: как ребенок себя чувствовал в предыдущей компании — комфортно или изгоем. Не исключено, что по такой же схеме впишется и в новый коллектив. Если нет проблем с коммуникацией, по сути, они и не должны возникнуть. Ему важно объяснить, что следует быть собой, ведь все любят и уважают тех, кто уважает и любит сам себя. Закон природы: пытаешься всем понравиться — почему-то получается все наоборот, а ведешь себя самостоятельно — рано или поздно будешь признан и в новом коллективе.
В большой степени все зависит от личных качеств человека — интроверт он или экстраверт, к тому же, возможно, сам по натуре лидер. Но всегда надо выполнять простые вещи: быть приветливым, открытым к контакту, не зазнаваться, самому искать новых друзей, потому что это личный интерес. А в случае конфликтов давать отпор, чтобы не чувствовать себя униженным и оскорбленным. Также важно показать, что и ты в этом мире что-то значишь, проявить свои способности, таланты. Но это нужно делать даже не для группы, а для себя, в целях личностного роста. И тогда становишься всем интересен, ведь обладаешь определенной уникальностью.
Чем больше в жизни у человека общения, тем ему проще влиться в коллектив. Поэтому многие родители полагают, что чадо нужно записать в различные кружки и секции. Но если разговор не о младшей школе, то само определение «записать» негуманно и не сулит ничего хорошего. Мол, теперь ты у нас шахматист, а ты — фигуристка. Задача семьи лишь поддержать выбор ребенка, который должен сам решить, с кем ему дружить и чем заниматься, иначе он так и не научится проявлять инициативу, а значит, и коммуницировать. Настанет время, когда ему самому станет трудно определиться: хочет заниматься спортом или выжиганием. Впоследствии все скажется на выборе профессии. К окончанию школы учащиеся, так и не освоившие навык самостоятельности, в растерянности. И снова за них все решают родители, вроде как им виднее. Причем в ситуации гиперопеки никто никому не желает плохого, однако на деле все получается иначе. Вступив во взрослую жизнь, некоторые вчерашние мальчишки и девчонки так и не умеют отвечать за свои поступки и принимать важные решения.
Человеку, как социальному существу, необходимо быть признанным. А если подросток — изгой в классе? Да еще могут быть проблемы в семье. Ребенку порой только и остается, что найти не самую лучшую дворовую компанию. Вообще, на пустом месте жизненные неурядицы не возникают и детей, которых любят и у которых все хорошо, трудно вывести на тяжелые истории.
basikirskaya@sb.by