О побочных эффектах удешевления авиабилетов

Любой полет за ваши деньги

Несколько дней назад в соцсетях прокатилась волна недовольных откликов на предложение компании «Белавиа» воспользоваться платной услугой предварительного выбора наиболее комфортных мест в салоне самолета. Мол, подобную услугу предлагают лоукостеры, а цены у нашего перевозчика отнюдь не лоукостерские. Так-то оно так, но есть нюансы.


Рискую навлечь на себя гнев любителей дешевых авиаперелетов, но мне нравится наш «перевозчик-монополист». Во-первых, за пунктуальность. Во-вторых, за достойный уровень обслуживания. Отрадно и то, что платная услуга по предварительному выбору мест, как говорится в сообщении компании, внедрена в рамках реализации планов по постепенному переходу к тарифным брендам. Суть ясна: за счет разного набора предоставляемых услуг пассажирам в перспективе предложат более низкие уровни тарифов. С этой же целью, кстати, белорусская авиакомпания долго добивалась разрешения продавать товары duty free в своих самолетах.

Но возникает другой вопрос: готовы ли пассажиры к революционным новациям в обслуживании на борту — даже при условии снижения тарифов? Вопрос с подвохом, ибо максимум бесплатного сервиса при минимальных ценах — это что-то из разряда фантастики. Приведу пример. В сентябре летел в Россию с пересадкой в Москве. Первая часть маршрута прошла под крылом «Бел­авиа». Все как обычно: леденец перед взлетом, пару сэндвичей и прохладительные напитки во время полета. А вот вторую часть путешествия довелось провести в самолете российской компании. Она предлагает сравнительно недорогие билеты и в течение последнего года, явно желая сохранить реноме в глазах пассажиров, оптимизировала комплекс услуг. Бесплатные напитки и перекус ушли в прошлое — взамен пассажирам предлагают товары duty free, включая алкоголь. Еда — за дополнительную плату. Стюардессы вместо традиционного вопроса «вам чай, кофе или сок?» торгуют с тележек газировкой, пивом, виски. Они все больше напоминают продавщиц — в униформе, с товаром на прилавке и мобильным кассовым аппаратом в руках. Если же жажда замучила, а денег в обрез — воду, конечно, нальют, но из общего питьевого бака и по требованию.

Наблюдал во время того же рейса еще одно следствие борьбы за оптимизацию тарифов. Мама с двухлетним ребенком сидели в одном со мной ряду, а главе семейства достался билет в другом конце салона. (Ситуация повторилась у соседей сзади во время обратного полета.) Это, кстати, тоже одна из уловок лоукостеров, которые выуживают деньги из пассажиров, желающих сидеть рядом. В «Белавиа», впрочем, нынче уверяют: у них не будет практики предварительной рассадки семей по разным частям салона, как это иногда делают некоторые другие перевозчики. Но все равно, насмотревшись на чужой опыт, как-то тревожно. 

Продажа дополнительных услуг — один из важных источников снижения стоимости авиа­билетов. Но бороться за благосклонность пассажиров становится все труднее. В качестве примера возьмем наших соседей: российские СМИ пишут, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила вице-премьеру и главе Минтранса РФ предложения выделить российским авиакомпаниям более 30 миллиардов рублей из бюджета, чтобы не допустить резкого подорожания билетов. Перевозчики терпят убытки в первую очередь из-за подорожавшего топлива: только за прошлый год авиакеросин поднялся в цене более чем на 30%. Так стоит ли удивляться, что ради сдерживания цен перевозчики идут на расширение спектра платных услуг? 

nesterov@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter