Перво-наперво специалист предостерегает от экспериментов с неофициальными станциями техобслуживания:
— Чинить машину в гараже у какого-нибудь дяди Васи, разумеется, дешевле, но результат гарантировать сложно. Очень часто недобросовестные автомеханики спекулируют на замене масла. Сливают не всю отработку и доливают лишь половину нового масла, а остальное прикарманивают. Причем доказать этот факт невозможно. Так же поступают при сопутствующей замене масляного фильтра: если он не цельный, а имеет заменяемую фильтрующую вставку, она вообще не меняется. Оплаченная же вами оказывается в “родной” упаковке на дальней полке у мастера.
С различными прокладками и сальниками проворачивать аферы еще легче. Зачастую оставляют старую прокладку, которую просто “сажают” на герметик. Изношенные сальники протирают растворителем, что в ряде случаев придает им вид свежих. А течь из-под них устраняют банальным понижением уровня технической жидкости в узле, что никак не может пойти на пользу автомобилю. Сэкономленные же запчасти идут на продажу.
Кроме того, мастера-ловкачи могут запросто заменить вышедшую из строя деталь не на новую, предоставленную автовладельцем, а на бывшую в употреблении и оставшуюся от предыдущего клиента. При наличии времени с машины может также исчезнуть хорошая деталь, и вместо нее появится изношенная.
— В свое время я был свидетелем такого дикого случая, — вспоминает Александр Кручинский. — Хозяин машины договорился с мастером о замене корзины сцепления. Оставил ему автомобиль, необходимые запчасти и предупредил, что заберет через два дня. Нужно отдать должное мастеру: сцепление он заменил качественно, а попутно снял целую и установил завалявшуюся у него “убитую”... коробку передач! Заказчик уехал, так и не поняв, почему она вдруг начала “шалить”. Продолжения истории я не знаю, но не исключено, что с новой поломкой водитель обратился к уже знакомому мастеру, погревшему руки на продаже украденной детали.
Еще ситуация: надо устранить утечку масла из двигателя. Определить, какая именно прокладка или сальник “сопливит”, не представляется возможным. Выход один — планомерно менять их все, а это долго и сложно. Не проще ли добавить в масло какую-нибудь копеечную присадку типа “Антитечь”, которая временно закупорит все трещины? При этом хозяин авто платит не только за работу, но и за новые запчасти. А если через какое-то время масло снова начало протекать, мастера умывают руки.
Как все же избежать неприятных казусов и получить качественные услуги? Автослесарь Александр Кручинский категоричен:
— Если и обращаться к подпольным мастерам, то только по рекомендации хороших знакомых. В ином случае лучше немного переплатить и посетить официальную станцию, причем желательно государственную, где нет “серых” схем. Произведенные работы оплачиваются через кассу. К слову, всегда и везде требуйте акт выполненных работ! На нормальной СТО его обязаны выдать, даже если услуга заключалась лишь в проверке уровня масла или заклейке колеса.
Автослесарь также советует оставлять машину в ремонте без присмотра только в исключительных случаях. Далеко не всегда вам разрешат находиться возле подъемника во время ремонта автомобиля (такой “бонус” предоставляется лишь при согласии самого мастера), но автослесаря присутствие клиента дисциплинирует, заставляет относиться к работе более аккуратно. Если машину все же пришлось оставить в мастерской, не стесняйтесь потребовать акт описи имущества. В специальный бланк записываются все изъяны автомобиля (царапины, трещины, вмятины) и его комплектация (наличие ковриков, подголовников, магнитолы, огнетушителя, аптечки, запасного колеса и т. д.). Акт подписывается в присутствии представителя мастерской.