"ЛЮБОВНЫЕ" ЛОВУШКИ

Защитники леса знают, как обвести насекомых-вредителей вокруг дерева За последние двенадцать лет только два года обошлись без засухи — 1998-й и 2000-й. Жаркая погода ослабила многие деревья, особенно трагичной засуха стала для ельников, ведь у ели корневая система — поверхностная. К усыханию ельников и деревьев других пород добавилась проблема, связанная с насекомыми-вредителями. В природе они выполняют функцию санитаров, утилизируя слабые деревья. Но что делать, если «иммунитет» понизился сразу у огромного количества деревьев, и лесное хозяйство могло понести серьезные убытки?

Травить жучков и гусениц, поедающих листву и иглицу, ядохимикатами? В современном мире есть другой метод, намного более экологически безопасный: вредителей леса заманивают в специальные ловушки с помощью феромонов — биологически активных веществ, выделяемых животными во внешнюю среду и являющихся своеобразным языком общения между представителями фауны.
В лесах Беларуси дорогостоящие синтетические феромоны насекомых начали широко применять в 1997 году. Тогда использовались импортные препараты английского, польского и российского производства. Однако уже в 2000 году лесное хозяйство перешло на отечественные импортозамещающие аналоги. Ассортимент их постоянно расширяется, так как конкретный препарат обычно воздействует только на один вид насекомых.
Лес — стратегическое богатство Беларуси, поэтому неудивительно, что проект «Технология получения и применения феромонных препаратов в интегрированной системе защиты леса от опасных энтомовредителей: соснового шелкопряда, обыкновенного и рыжего сосновых пилильщиков» вошел в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы. Каким же образом ученые используют феромоны для контроля над численностью насекомых-вредителей? Чтобы узнать это, корреспондент «НГ» побывала и в научно-исследовательской лаборатории БГУ, производящей феромоны, и на участке феромонного мониторинга за шелкопрядом-монашенкой Лебедевского лесничества ГЛХУ «Молодечненский лесхоз».

Притягательная «наживка»
По словам главного инженера ГУ «Беллесозащита» Якова Марченко, практический интерес представляют половые синтетические гормоны. Самцы находят самок по особому запаху, на который и устремляется сильная половина насекомых. Такая искусственная приманка используется для заманивания в специальную ловушку представителей отряда бабочек. А против жуков-короедов задействуют агрегационные феромоны, привлекающие особей обоих полов.
С помощью синтетических феромонов можно не только уничтожать вредителей, но и выполнять многие другие задачи, не причиняя вреда прочим видам растений и животных. В лесничестве продемонстрировали различные виды ловушек с использованием феромонов. Обнаружить и подсчитать насекомых обычными методами зачастую довольно сложно. Здесь помогают «треугольные» ловушки. В период лёта привлеченные феромонами с больших расстояний, к примеру, бабочки шелкопряда-монашенки летят на приманку и прилипают к клейким внутренним стенкам ловушки. По количеству «попавшихся» за определенный промежуток можно своевременно вычислить вспышку «рождаемости» и нейтрализовать очаг, пока он не начал расширяться. Для уничтожения вредителей ловушки концентрируют на определенном участке (из расчета 4—6 штук и более на одном гектаре).
Еще один любопытный способ контроля численности насекомых — дезориентация самцов. Для этого специальные приманочные участки насыщаются синтетическим феромоном, привлекающим самцов. Создается «самцовый вакуум», и насекомые дезориентируются: запах есть, а самок нет. В результате многие самки остаются неоплодотворенными, что приводит к снижению рождаемости и численности следующего поколения. А значит, лес остается в целости и сохранности.

Без лишних затрат
Ежегодно в лесном хозяйстве Беларуси используется 5—10 тысяч диспенсеров (единица учета феромонов) на лесной площади 400—600 гектаров. В 69 лесхозах страны (а всего их 96)  феромонный мониторинг действует постоянно. Именно поэтому собственные научные разработки нужны как воздух, так как помогают сэкономить значительные средства. Как сообщил Яков Марченко, в Государственный реестр средств защиты растений, разрешенных для применения против вредителей леса, внесено уже пять белорусских феромонных препаратов и три зарубежных. Совместно с ГУ «Лесозащита»,  Институтом леса и Научно-исследовательским институтом защиты растений Национальной академии наук Белорусский государственный университет проводил работу по созданию научно-производственной базы для использования синтетических феромонов насекомых в интегрированной системе защиты растений.
— Стоимость феромонных препаратов, получаемых по разработанным у нас технологиям, в 1,5—2 раза ниже стоимости зарубежных аналогов при сопоставимой эффективности их воздействия, — подчеркнула ведущий научный сотрудник лаборатории элемента органического синтеза БГУ Тамара Притыцкая.
Недавно ученые университетской лаборатории разработали три новых феромонных препарата — против соснового шелкопряда, обыкновенного и рыжего сосновых пильщиков (это наиболее опасные для сосны вредители). Препараты, проект создания которых как раз и включен в Государственную программу инновационного развития, сейчас проходят регистрационные государственные испытания. Возможно, уже зимой они будут внесены в Государственный реестр, а с весны начнется их массовое использование. Специалисты не исключают возможность импорта белорусских феромонов за рубеж, однако в мировой практике этот штучный продукт изготавливается только по заказу и не пылится на складах.
«Ситуация с ельниками стабилизировалась», — отметил Яков Марченко. Однако установившаяся в мае—июне жаркая погода насторожила защитников леса. Чтобы не пропустить вероятную вспышку активности насекомых-вредителей, приходится быть начеку. И новые феромонные препараты белорусского производства в интегрированной системе защиты леса окажутся весьма кстати.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter