Козы животные очень вредные, но молоко дают вкусное

Любовь зла, купишь и козла

Козы в нашей жизни появились по двум причинам. Первая — из интереса и любопытства. Эта причина не очень веская, но нам хотелось разнообразить овечье стадо кем-то еще. Главной же причиной их появления была, конечно, продовольственная независимость, к которой мы стремимся. Хотелось иметь свое молоко: из него можно сделать творог, сыр, а также массу блюд, которые без этого ингредиента не обойдутся. Заводить корову людям, абсолютно не смыслящим в крупных рогатых, было бы откровенной глупостью, так как животное это дорогое, большое и требующее знаний, умений, в общем, изрядной подготовки. Вот мы и решили потренироваться на козах, животных неприхотливых, небольших, производящих, однако, нужный продукт.


СНАЧАЛА по весне мы взяли двух молоденьких козочек на подращивание. Надо ведь было свыкнуться с мыслью о дойке, подготовиться немного, хотелось пройти весь процесс с самого начала. Все лето наши рогатая Ряженка и комолая Простокваша отъедались на пастбище вместе с овцами, росли, крепли, а осенью мы купили им жениха. Выбрали молодого, статного и чрезмерно рогатого козла Ромку. Он, однако, в день знакомства оказался робким кавалером. При виде надвигающегося на него стада любопытных овец и двух молоденьких козочек посчитал, что лучше ретироваться, пока жив, — сиганул через ограду, как лихой горный козел, и рванул в кусты на болото. Там он и был настигнут, жестко взят за отменные рога и водворен в загон. Поев овса и сена, Роман успокоился, осторожно познакомился с новой семьей и через пару дней уже бодро взбирался на поваленные бобрами деревья, метил рогами территорию, устраивал поединки с бараном и жадно грыз кустарник вместе со своими подругами.

Функцию свою Ромка выполнил, козочки наши покрылись, и нам оставалось кормить их и ждать весенних окотов. А чтобы не скучать холодными зимними вечерами, мы решили, что готовы взять взрослую дойную козу. Подходящую полуторагодовалую представительницу альпийской породы нашли далеко и организовали целую мини-экспедицию в Гродненскую область. Она ехала со мной в обычном хетчбэке и интересовалась всем происходящим за окном. Вечером в погранзоне машину остановили пограничники и очень были удивлены необычным пассажиром, выглядывающим из приоткрывшегося окна и фыркающим от залетающего внутрь снега.

Козочка Мимоза стала украшением нашего стада, вместе с ней появилось первое молоко. Когда мы впервые приготовили домашний творог, то поняли, что не ошиблись и все затраты, приключения и переживания уже оправданны сполна. Блюда из него не сравнить с теми, что сделаны из купленного в магазине. Моей радости не было границ, потому что появилось следующее за несушками животное, приносящее в хозяйство свою толику прибыли.

Когда сначала овцы, затем козы стали давать потомство, возникла идея попробовать доить овец. Они, конечно, не молочного направления, но если в Италии, Греции и других странах овечье молоко дает прекрасные сыры, то почему бы не попробовать и нам? Этот вопрос не давал покоя еще в прошлом году. Изучив процесс и дождавшись полуторамесячного возраста ягнят, я решилась на эксперимент. Для этого были выбраны две крепкие овечки с большим выменем.

 Ну и вредным же народом оказались эти овцы! Первое время они делали все, чтобы навредить или мне, или выдоенному молоку, старались изо всех сил наступить в ведерко, а если не получалось — опорожнить туда свой кишечник. Таким образом, все молоко в первые дни отправлялось исключительно собакам в миски. Но оно было, и это меня радовало. Затем мой муж соорудил некое подобие станка с фиксацией овцы. И дело пошло. У овец выработалась привычка, они стали охотнее идти на диалог, особенно при наличии овсяного пойла и прочих вкусняшек. Нам удалось даже сделать домашний сыр, по вкусу напоминающий адыгейский. Со временем молока становилось все меньше, овцы покрылись, и мы полностью перешли на козье молоко до следующего овечьего потомства.

Конечно, не все любят овечьи и козьи продукты. Они имеют характерный вкус, отличающийся от привычного нам коровьего, или точнее — магазинного, обезжиренного, пастеризованного, стерилизованного. В моем детстве не было парного молока, никто из бабушек не держал коров, овец или коз, я выросла как раз на продуктах из магазина. Зато помню необычные вкусы бесчисленных итальянских сыров, когда по чернобыльским программам исколесила эту южную страну вдоль и поперек. Помню, что за сырами мы ездили не в супермаркет, а к фермерам, у которых в полях паслись целые отары, исчисляемые сотнями, а в подвалах на стеллажах хранились сырные круги разных оттенков и вкусов. А теперь у меня есть возможность воспроизвести некоторые из них самостоятельно из продуктов нашего мини-хозяйства. И это целое поле для экспериментов, которых не нужно бояться. Ведь интерес и любопытство — хоть и не веские причины, но это именно то, что движет любым начинанием.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter