Любовь в хрустальном саду

Книжный навигатор
Людка Сильнова. Крышталёвы сад. Мiнск. Выдавец I.П.Логвiнаў, 2007.

Русский писатель Виктор Ерофеев как–то заявил, что не признает критики, кроме писательской. Вот она–то единственно интересная и, так сказать, легитимная.

Заявление спорное и, что уж там, обусловленное внутрицеховыми интересами. Но в данном случае срабатывает: критические статьи поэтессы Людки Сильновой читать интересно. Открываем книгу — а там «Манiфест транслiгвiзму i псiхадэлiчнага лiтаратуразнаўства». Не пугайтесь терминологического окраса — это мимикрия. Во–первых, похоже на отсылку в начало прошлого века, с манифестационным фейерверком футуристов, сюрреалистов и т.п. (вспомните, как зажигательно, образно их заявления звучали). Во–вторых, это скорее художественное произведение, нежели литературоведческая статья. Впрочем, все, к чему прикасается Людка Сильнова, поэтесса с парадоксальным мышлением, превращается в искусство. И «Запiсы на кулiнарнай фальзе», и рецензии. Субъективно, спорно, любопытно. «Свежы, цэлы яблык гэта паэзiя. Надзёрты на тарцы, для вiнегрэту, проза. Парэзаны на часткi для дэсерту — драматургiя. Печаны яблык — дзiцячая лiтаратура». Рискованные сопоставления не всегда высекают яркую искру образа, но согласитесь, в любом случае стоит почитать размышления человека, который пытается мыслить не как все.

Фредерик Бегбедер. Любовь живет три года. Издательство Иностранка, Москва, 2007.

Честно — не ожидала от автора «99 франков» такой дистиллированной любовной прозы. Просто Мюссе. Несмотря на кислотный антураж. Из недавно читанного сопоставимо с «Рубашкой» Гришковца. Хемингуэйствующий герой. Ночные загулы в кабаках и борделях, обусловленные возвышенными страданиями по возлюбленной. Афоризмы, нанизанные на сюжетную нить, как африканские бусы. «Самые лучшие праздники — внутри нас», «Конец света наступил на прошлой неделе», «Культ зеленого змия — в восемнадцать лет еще куда ни шло, но в тридцать — это уже патетика». Сюжет предельно прост: он женат на красавице, но встречает другую. Та замужем. Любовь с первого взгляда. Он разводится, его возлюбленная в конце концов тоже... И вот они вместе. Отношения развиваются долго, но описывается этот процесс пунктирно. Из классического сюжета, из которого могла бы возникнуть очередная объемная «Анна Каренина», Бегбедер делает динамичное современное повествование в каком–то джазовом рваном ритме. Хеппи–энд в наличии, поскольку навязчивая идея героя, вынесенная в заголовок, уступает силе «настоящей любви» (вспоминайте финал фильма «Влюблен по собственному желанию»: ночь, герои в обнимку, часы отсчитывают для них начало новой жизни).

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter