Художник из Америки решил обосноваться в Гродно

Любовь с первого взгляда

C дизайнером архитектуры из Нью–Йорка Илькером Коджаханом мы встретились на открытии выставки его акварелей в Гродно. Разговорились, не обращая внимания на любопытствующих, с творческой непосредственностью то и дело подключавшихся к нашему диалогу, и образовавшуюся вокруг нас толпу посетителей, которые воспринимали рассказ моего собеседника как экскурс в историю создания размещенных в зале эскизов. Первый вопрос, который я задала Илькеру: «Правда ли, что вы планируете навсегда остаться в Гродно?» И получила ответ без тени сомнения в голосе: «Абсолютная правда. Я влюблен в этот город, в окружающих меня людей. Приехав сюда 4 месяца назад, я все еще здесь и все еще рад этому».

Илькер Коджахан: «Старый Гродно прекрасен сам по себе. А вот в новых микрорайонах я хотел бы оставить память о себе: создать дизайн какого–нибудь небольшого жилого дома либо магазина»

Илькер честно признается: оставался зимовать в Гродно не без опаски. Был наслышан про местные холода. Но то ли слухи о трескучих морозах оказались преувеличенными, то ли энергия счастья, которая сейчас переполняет 63–летнего художника, позволяет не замечать любые неудобства:

— Я не чувствую холода, потому что мне нравится здесь все: люди, традиции, стиль взаимоотношений, мое занятие, мои друзья. Невозможно жаловаться, если тебя окружает то, что ты любишь. Меня окружают образованные, красивые люди, которые заряжают меня позитивной энергией, и с которыми я сам готов этой энергией делиться. Примерно год назад у меня в соцсети появились друзья из Гродно. Они пригласили меня сюда, и я уже не хочу уезжать.

На выставке соседствуют акварельные наброски приземистых неказистых магазинчиков и стройных небоскребов. Десятки ярких, атмосферных скетчей. Останавливаясь перед одним из таких эскизов, Илькер обращает мое внимание: два года назад было принято решение о строительстве высотки по его авторскому дизайну на Манхэттене. 

Марина Павлова
Марина Павлова — человек, пригласивший американского художника в Гродно. Познакомились в социальной сети около года назад:

— Увидев его творчество, я поняла, что человек очень талантлив. Он делился своими рисунками, я — фотографиями с многочисленных выставок, которые проходили у нас в городе. Было очевидно, что Илькер тянется к теплому человеческому общению. Он ищет социум, близких по духу людей. Поэтому я не удивилась, когда он сам предложил приехать к нам в гости. Встретили его в аэропорту, привезли сюда. У нашей семьи очень интересный круг друзей: художники, творческие люди. Он быстро нашел со всеми общий язык.

Даже языковой барьер не стал проблемой, хотя Илькер ни слова по–русски не знал. Когда его новые друзья не понимают, что он хочет сказать, художник берется за маркер и рисует картинку. Но иногда случаются курьезные ситуации. Марина вспоминает случай, когда Илькеру предложили попариться в бане:

— Попробовала описать ему суть процедуры, но застопорилась на слове «веник». Вы не задумывались, насколько сложно со средним уровнем владения английским перевести американцу это слово? Даже со словарем. За границей веник имеет только одно значение — метелка, которой подметают пол. Поэтому мучительно искала подходящую замену — и нашла. Сказала, что будем париться... букетами.

Сейчас американец уже выучил около 30 слов на русском языке. В основном это вежливые обороты «спасибо–пожалуйста–здравствуйте» и главное: «Я люблю Гродно». По словам Илькера, приехав сюда, он был поражен сходством Гродно с его любимым Монреалем. До сих пор получает неописуемое удовольствие, прогуливаясь по старинным улочкам и изучая архитектуру города. Недавно он встретил любовь. Его невеста — коренная гродненка, работает в медицинской сфере. В планах Илькера — преподавать в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы основы дизайна и открыть собственную студию, где можно будет обучать желающих архитектурному дизайну, созданному не на компьютере, а нарисованному вручную.


— Я счастлив, — не скрывает художник. — Я выбрал этот город. Я хочу здесь остаться легально. Планирую жениться на любимой женщине, преподавать, творить. Меня многие спрашивают: уверен ли я в своем выборе. Отвечаю так: я свободный человек и волен уехать отсюда в любой момент. Но я не хочу уезжать. Хочу здесь жить и работать.

Интересная деталь: живущая в Америке младшая дочь художника недавно встретила человека, с которым решила связать свою судьбу. Волей случая мужчина оказался выходцем из Беларуси — и теперь они оба всерьез подумывают о том, чтобы тоже переехать сюда.


C УЛИЦЫ НА МАНХЭТТЕН

Илькер Коджахан родился в Турции. После окончания университета по специальности «Дизайнер–архитектор» занимался разработкой интерьеров стамбульского метро, открыл свою мастерскую. В 2001 году переехал в США, в Вашингтон. Без работы и связей поначалу он зарабатывал, делая наброски местных достопримечательностей и продавая рисунки на улицах. Однако этот период в его жизни продлился недолго: талантливого уличного художника заметил представитель крупной архитектурной фирмы. 10 лет Илькер придумывал дизайн зданий, которые строились в американской столице и ее пригородах. В 2011 году переехал в Нью–Йорк. Здесь удалось отточить свое мастерство, став автором интерьеров роскошного круизного лайнера, нескольких небоскребов и отелей.

charovskaya@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter