По странному принципу «бьет – значит, любит» живут еще сегодня многие семьи
Татьяна и Кирилл всегда производили впечатление любящей пары. Он был так галантен с супругой: подавал пальто, открывал дверцу машины, целовал руку… Но только на людях.За внешней оболочкой благополучной жизни (с просторной квартирой, дорогой аппаратурой и новой «ауди») скрывался настоящий ад: муж запрещал Тане ходить на работу, общаться с подругами, ревновал, устраивал сцены, она не могла выйти из дома без сопровождения. При этом контролировал траты вплоть до копейки, скрупулезно проверял чеки, а деньги, к примеру на зимние вещи, у него приходилось долго выпрашивать. Женщина надеялась, что рождение ребенка изменит отношение мужа, но долгожданная беременность все не наступала, а терпеть унижения становилось все невыносимее. Результат – неудавшаяся попытка самоубийства, длительное лечение от депрессии и развод…
Семья Анны, наоборот, не могла похвастаться материальным благополучием. Ее супруг и денег-то не зарабатывал, а все больше пил и поколачивал жену – для профилактики. Мать, хоть и жалела дочку, советовала терпеть: «Раз уж у тебя судьба такая… Какой-никакой, а все же отец ребенку…» Терпение Анны лопнуло, когда муж, вымогая деньги на «поллитру», избил не только ее, но и маленького сына, вступившегося за мать. Женщина вызвала милицию…
Около двухсот сообщений о семейных скандалах ежедневно фиксируют сводки МВД Беларуси. Большинство потерпевших в семейно-бытовой сфере — именно женщины. За 10 месяцев 2008 года в сфере семейно-бытовых отношений зарегистрировано более 2500 преступлений, потерпевшими в которых стали 1830 женщин.
По принципу «бьет – значит, любит» живут еще и сегодня многие семьи. А ведь есть еще более изощренные виды притеснения прекрасного пола, и далеко не всегда люди в погонах могут помочь жертвам сексуального, эмоционального, экономического насилия, тем более если жертвы сами не желают выносить сор из избы, терпят «ради детей», по причине финансовой несамостоятельности или просто потому, что стыдно…
Ну не пойдешь же, в самом деле, жаловаться в милицию на то, что муж не позволяет выйти на работу, не дает денег на элементарные нужды или унижает в присутствии друзей и родственников! А ведь это тоже насилие, и не менее жестокое, нежели побои. Причем психологи отмечают тенденцию: чем выше социальный статус мужчины, тем изощреннее его «пытки». Оказавшись в роли семейной жертвы, многие женщины попросту не знают, кто может их защитить. А многие даже не осознают, что им нужна помощь.
Как отмечает координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси Татьяна Гапличник, большое влияние на стереотипы семейного поведения оказывает родительская семья. По результатам опроса, 17,8 процента женщин и 16,9 процента мужчин воспитывались в неполной семье, с отчимом, в семье бабушек, других родственников либо в государственном воспитательном учреждении интернатного типа. А более четверти опрошенных женщин и четверть опрошенных мужчин, воспитывавшихся в полных семьях, были свидетелями родительских ссор с применением физической силы.
Насилие порождает насилие. Исследование установило определенную связь между пережитым в детстве физическим насилием и подверженностью насилию в собственной семье. Женщина или мужчина, которые в детстве были жертвой, в будущем подсознательно применяют ту же форму поведения жертвы во взрослой жизни.
И достается не только «вторым половинам», но и детям.
Причем если девочки чаще являются жертвой агрессии в семье, то мальчики — в среде сверстников. Пик физического насилия в семье приходится на возраст 12—14 лет. Родителям часто не хватает выдержки, такта, психологической культуры для реализации ненасильственной модели поведения. Подзатыльник они считают наиболее действенным «воспитательным моментом».
И хотя полностью искоренить проблему нереально, максимально сократить ее масштабы возможно. Конечно, лишь при объединении усилий государственных институтов, правоохранительных органов и общественных объединений.
Сделано уже многое: в стране действуют антикризисные центры, социальные гостиницы для женщин, которым негде спрятаться от разбушевавшегося супруга… Беларусь присоединилась к информационной кампании против домашнего насилия, которая проходит в 150 странах мира под лозунгом: «Права человека для женщин — права человека для всех».
Кроме того, наша страна первая на постсоветском пространстве приняла Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который вступит в силу уже в 2009 году. В нем заложены основы профилактики пьянства и насилия в семье. Впервые законодательно закреплен и термин «насилие в семье». В Беларуси, в отличие от стран бывшего СССР, не отказались и от практики изолировать в ЛТП алкоголиков. Так, в текущем году в лечебно-трудовые профилактории направлено 4,4 тысячи человек. На время пребывания алкоголиков в ЛТП остальные члены семьи получают возможность спокойно жить, работать, учиться, избавляются от риска стать жертвой насилия, поскольку именно пьянство является катализатором преступлений в семейно-бытовой сфере.
Может, всех проблем эти меры и не решают, но тысячам женщин и детей дарят надежду на жизнь без ежедневных побоев и унижения.