Любовь Орлова

Актеры советского кино
Нынешняя дата — 105–й день рождения любимицы первых советских кинозрителей, громкой легенды cinema Любови Орловой, согласитесь, прошла без помпы. И даже без «навороченного» креатива телепродюсеров! Они–то любят на основе хроникальных кадров рассказать о «непростой жизни героя своего времени», выдавив слезу у обывателя...

Нынешняя наша публикация — повод вспомнить кумира миллионов кинозрителей, без которого термин «советский кинематограф» просто не существует.

Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в подмосковном Звенигороде в семье интеллигентов. Отец будущей советской кинозвезды был потомком тверской ветви Рюриковичей. Мать происходила из старинного дворянского рода. В родстве с ней был Лев Толстой, книга которого «Кавказский пленник» с дарственной надписью хранилась как реликвия в доме Орловых. Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию, прекрасно пела.

Замуж в первый раз Орлова вышла довольно рано — в 1926 году она связала свою судьбу с видным партийным чиновником 29–летним Андреем Берзиным, которого вскоре арестовали «по делу Чаянова» и приговорили к длительному сроку тюремного заключения. Так что первый брак будущей звезды советского экрана оказался скоротечным и несчастливым. Между тем разрушенная семейная жизнь совсем не отразилась на творческой активности актрисы. Более того, может быть, именно это обстоятельство и активизировало желание Орловой найти и утвердить себя на сцене. По одной из версий, стремительному взлету Орловой к вершинам славы немало способствовал увлекшийся ею руководитель музыкального театра Михаил Немирович–Данченко (сын прославленного режиссера).

Вскоре у Орловой появился новый возлюбленный. Им оказался некий австрийский бизнесмен, который воспылал любовью к красивой и талантливой актрисе. Начался их короткий, но пылкий роман, о котором тогда многие судачили. Почти каждый вечер после спектакля австриец увозил Орлову на своем «Мерседесе» в ресторан, и только поздно ночью они возвращались к дому актрисы в Гагаринском переулке. Что касается творческих устремлений Орловой в те годы, то, видимо, полного удовлетворения от работы она не испытывала. Ей вдруг захотелось сняться в кино. Однако, когда она попыталась это осуществить, ее ждало разочарование. Вот что рассказывала об этом сама Орлова: «Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а поэтому надо поскорее убраться из студии и больше никогда здесь не показываться. И я дала себе клятву именно так поступить».

Однако до триумфального успеха «Веселых ребят» актриса успела сняться в нескольких проходных фильмах! Фильм «Веселые ребята» о пастухе–джазмене снял 31–летний Григорий Александров (Мормоненко). В кино он пришел в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном, с которым они вместе сняли легендарный «Броненосец «Потемкин». Словом, живой классик. Александров в середине 20–х годов женился на молодой актрисе, которая вскоре родила ему сына. Мальчика назвали сначала Василием, однако затем по желанию отца переименовали в Дугласа — в честь знаменитого в те годы американского артиста Дугласа Фербенкса. У режиссера была здоровая семья и светлая перспектива — он вернулся из Голливуда с новыми идеями и знаниями о ремесле...

Существует несколько версий о том, каким образом Орлова познакомилась с Александровым. Согласно одной из легенд инициатива знакомства с молодым талантливым режиссером принадлежала самой Орловой. И уже через несколько дней после знакомства актриса была утверждена на роль Анюты. Сразу после того, как картина была снята, Орлова и Александров поженились.

После триумфа «Веселых ребят» Орлова кометой ворвалась в тогдашний советский кинематограф. Посыпались звания, один за другим выходят фильмы Александрова с ее участием, и каждый из них становится шедевром: «Цирк», «Волга–Волга».

Горячим поклонником актрисы был Сталин. Что за этим стоит, надеюсь, объяснять не надо. Особенно нравился ему фильм «Волга–Волга». Однако даже высочайшее расположение не спасло Орлову от того, чтобы однажды не оказаться «распятой» на страницах газеты «Советское искусство». Случилось это в июне 1938 года. Причем предшествовали тому не менее драматичные события. Актриса увлеклась застольями и «утратила чувство меры», как сказано в мемуарах одного современника Орловой. Каким–то чудом Александрову удалось спасти жену от пагубного пристрастия. Кстати, его метод так и остался тайной. Скорее всего, он просто пригрозил ей загубленной карьерой, которая для Орловой всегда была превыше всего.

Но случилась новая страсть. Летом 1938 года звездная чета решила построить себе дачу во Внуково, а это строительство стоило больших денег. И Орлова нашла выход. В те годы она часто гастролировала по стране с творческими вечерами; ее концертная ставка по сравнению с другими артистами была довольно высокой — 750 рублей. Однако в создавшейся ситуации этих денег актрисе не хватало. Поэтому в апреле того года, устраивая свои гастроли в Киеве, она потребовала платить ей за концерт... 3.300 рублей. Сумма была астрономическая, но Орловой администраторы пошли навстречу. Эта история дошла до ЦК, и было принято решение знаменитую артистку осадить. 10 июня в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение». После чего Орлова ушла в тень, а Александрову, несмотря на его связи, стоило большого труда защитить свою супругу от дальнейших нападок. Конечно, эта история благополучно забылась. Звездная чета достроила свою двухэтажную дачу, а в 1939 году приступила к очередным съемкам.

В отличие от других тогдашних звезд советского кино — Марины Ладыниной или Тамары Макаровой, Орлова даже в ролях простых советских тружениц несла в себе «голливудское» начало, была кукольно красива: ее рост был 1 м 58 см, талия — 43 см, и музыкальна. Часть зрителей именно за эту чужеродность не любили Орлову, однако число «фанов», как сейчас сказали бы, было значительно больше. Существует легенда, что среди женского населения тогдашнего СССР даже появилась душевная болезнь, которую медики нарекли синдромом Орловой. Она выражалась в маниакальном желании во всем походить на знаменитую актрису: для этого поклонницы специально высветляли волосы и причисляли себя к ее близким родственникам — сестрам, дочерям и т.д.

В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Государственной премии за участие в двух фильмах: «Волга–Волга» и «Светлый путь». А затем началась война. Ее начало застало актрису с мужем в Риге. Оттуда они трое суток под бомбежками добирались сначала до Минска, затем до Москвы. Александров, как и многие мужчины, записался в отряд противовоздушной обороны, дежурил на крышах. Во время одного такого дежурства, в августе, он едва не погиб: взрывной волной его перебросило с одной секции крыши на другую. Он получил контузию и серьезное повреждение позвоночника...

После войны карьера звездной пары успешно продолжилась. В 1946 году супруги уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» сняли новую комедию — «Весна». Орлова, если вы помните, сыграла в ней сразу две роли — ученой Никитиной и актрисы Шатровой. В том же году фильм получил и мировое признание: демонстрировался на фестивале в Венеции, где Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли (с ней эту награду тогда разделила И.Бергман!). Успех сопутствовал фильму и в Марианске–Лазне в августе 1947–го, и в Локарно в июле 1948 года.

Стоит отметить, что уже во время съемок «Весны» Орлова явственно почувствовала, что ее время в кинематографе иссякает. Ей требовалось новое место, а конкретно — театр имени Моссовета. Видимо, чтобы облегчить своей супруге приход в него, Александров пригласил в «Весну» несколько актеров этого театра. Ростислав Плятт и Фаина Раневская сыграли в фильме главные роли.

Еще при жизни Орловой многие отмечали, что о ней никогда не ходили грязные сплетни. В связи с этим можно отметить даже такой беспрецедентный нюанс в биографии актрисы: ни в одном фильме ее героини ни с кем не целуются! Тогда среди киношной братии ходили разговоры о том, что великая любовь Орловой и Александрова не что иное, как легенда, которую они сами усиленно пестуют. Во всяком случае, многие из тех, кто бывал в их доме, удивлялись тому, что супруги спят на разных кроватях в разных комнатах, обращаются друг к другу исключительно на «вы». Хотя вполне вероятно, что подобные разговоры вели завистники звездной четы, которых всегда было предостаточно.

В последние 20 лет своей жизни известная актриса перестала сниматься в кино. Правда, в начале 70–х годов Александров внезапно решил вернуться в большой кинематограф и приступил к съемкам фильма по собственному сценарию. Картина называлась «Скворец и Лира» и рассказывала о судьбе двух советских разведчиков. Словом, фильм провалился.

В последние несколько месяцев перед смертью Орлова (от нее скрывали диагноз — рак поджелудочной железы) металась в поисках пьесы, с которой она могла бы достойно уйти со сцены и из жизни. Пьеса так и не нашлась. А 26 января 1975 года легенду советского кинематографа — Любовь Орлову — похоронили.

После смерти жены Григорий Александров прожил еще восемь с половиной лет. Он пережил смерть своего сына — Дугласа, которому было всего 50 лет. Позже оформил брак с его женой для того, чтобы оставить ей свое немалое наследство.

В 1983 году Александров успел сделать документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого, видимо, посчитал свою миссию на земле выполненной. В декабре того же года он скончался в возрасте 80 лет. Похоронили его на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Любови.

Подготовила Ольга НОВИКОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter