Любовь никогда не перестает

Кинокритик Людмила Саенкова о вечных ценностях в кино

Муромским святым Петру и Февронии посвящено немало устных сказаний, литературных произведений, кинофильмов. Им возносятся молитвы, хвалебные песни, посвящаются торжественные службы в храмах. Они считаются небесными покровителями брака, к ним обращаются за помощью молодожены, просят помощи и защиты те, кому по–настоящему важно создать и сохранить семью. Сама по себе история знакомства, жизни и любви двух молодых людей восхитительна и поучительна. Почитание муромских супругов началось задолго до их церковного прославления. Народ отдавал должное идее супружеской верности и целомудрия, самоотдачи и взаимопомощи, преданности и кротости, силе духа и силе любви.


На веку князя Петра и простолюдинки Февронии было много испытаний: неравный брак, людская зависть, ненависть врагов, смута и война, изобилие и бедность. Преодолеть все, сохранив достоинство, нежность, дружбу, любовь, не поддаться раздражению и злобе, можно тогда, когда есть запас душевной прочности и духовной основательности. Таким запасом обладала Феврония: не красавица, не богатая, а та, с которой были и лад, и прибыль, и спокойствие, и достаток, с которой был крепок не только княжеский дом, но и все княжество. Эта история про обыкновенных людей, живших в XIII веке. А любовь, которую они явили тогда, которую помнят и почитают сегодня, сродни той, о которой сказано в Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»

Однако в кино чаще всего идею любви подменяют идеей сказочных приключений о том, как Петр одолел змея, как тот обрызгал победителя своей кровью, как князь занемог и в поисках исцеления прибыл в село Ласково, где жила и врачевала травница Феврония. Вот об этом новый российский анимационный блокбастер «Сказ о Петре и Февронии» (реж. Ю.Кулаков). Пестрые кадры, как будто раскраски из детских книжек, компьютерная анимация, поединок между ожившим змеем и двумя князьями–братьями. Собственно, это и есть главная интрига этого фильма. Для детской сказки страшновато: и отвратительный змей, не раз возрождавшийся из пепла, превращавшийся то в маленьких змеючек, то в жуткого колдуна, все и всех развращающий на своем пути; и зубастый заяц, который совсем не похож на милого, доброго помощника Февронии. Для взрослой сказки мелковато и простовато. Но когда за кадром зазвучали знакомые голоса российской попсы, то уж совсем пропало то, что должно было быть главным: собственно бессмертный смысл деяний и чувств главных героев.

«Сказ...» предваряла мощная рекламная кампания, были организованы громкие премьеры, больше похожие на светские рауты. Как жаль, что в свое время как–то тихо и незаметно прошла одна из самых первых картин о великих святых — «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах», созданная замечательным белорусским режиссером анимационного кино Ириной Кодюковой. Во–первых, это было не компьютерное клише, а настоящее рукотворное чудо в технике перекладки. Во–вторых, в образах этого чуда угадывались традиции древнерусской иконы, росписи лубка и живописного примитивизма. А в–третьих, было самое главное: за что Петр полюбил Февронию, чему можно сегодня поучиться у мудрой жены и почему некогда жившие молодые и влюбленные друг в друга супруги вот уже много веков почитаются как святые. Та «Старинная повесть...» была не проектом, а настоящим авторским творением, в котором до сих пор чувствуется та мелодия, которая сродни мелодии жизни муромских праведников.


lpsm3163@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Анна, 46, г.п.Вороново, уже Менск
"Старинную повесть..." не смотрели и не будем - слишком хорошо известно "творчество" Ирины Кодюковой прославляющей имперского Шопена и шовинистически превратившую ведьму в негра... А Людмила Петровна Саенкова тоже всё туда же - прославлять имперские "ценности" антибеларуские вместо того чтобы разобрать по полочкам причины кризиса в отрасли, чем вынужден заниматься с подачи наших семейных писем уже даже Вице-премьер Жарко В.И. лично знакомый с моим мужем? А кризис меж тем развивается, кинов приличных не предвидится, запускаются Четвериковы, Грицковы, Никифоровы, Астраханы, Анисимовы, Павловы, Ефремовы и прочая прочая нечисть... Причина банальна и проста - 1. коррупция, воровство и кумовство ворюг - со слабыми режиссёрами и сценариями воровать можно, чего не позволит сильный Мастер; 2. имперские интересы соседей и нет - стоят превыше Национальных всё по прежнему...
Оксана, 50, Лида
Конечно, посмотреть и то и другое интересно. Проанализировать и сделать выводы. А , вообще, кино - это субъективное понятие.Мнения -то разные. Все истории святых воспринимаются по-разному. Для кого ценны семейные ценности, то Петр и Феврония - святые. Но у некоторых людей вообще нет понятия семьи по природе , так о чем и говорить?
Кирилл, 40, Минск
Анна, мне жаль вас... Вам, естественно, не встретить своего Петра... Поэтому вам все не мило, даже злопыхаете по поводу замечательной статьи и красивой любви...
Людмила, Минск
Анна, 46, г.п.Вороново, уже Менск,
Есть ценности, которые вне времени. Вне границ - территориальных или политических. Они являются общечеловеческим достоянием. И Шопен, как и Шагал, как и Рублев, как многие, и многое другое - среди них. Это не зависти от личных вкусов, пристрастий, эмоций.
Юрий, 63, Нью Джерси, США
Спасибо Людмиле Петровне за статью! Обязательно пересмотрим  «Старинную повесть о жизни, любви и прочих чудесах» и сравним с нынешним "шедевром"... С нетерпением ждём Ваших новых статей.
Леонид_Н, 65, Минск
Для уважаемой Анны из г.п. Вороново. - Фильм интересно посмотреть и, если надо, то и посмеяться потом. Конкретно к  истории святых Петра и Февронии может быть разное отношение (прогуглите, например комментарий по этому поводу А.Г. Невзорова). Но зачем обвинять  во всех грехах Л.П. Саенкову. Ф. Шопен был, конечно, разным - как А.С.Пушкин ("Клеветникам России"),  как игрок Ф. М. Достоевский, чей портрет висел в кабинете одного немецкого  канцлера  20 века, как  посетитель  веселых домов с 13 лет А.П.Чехов. Если африканец изображает    средневекового британского шерифа, то почему бы ему не изображать средневековую ведьму? Почему все - (все!) перечисленные Вами режиссеры - "нечисть"?  Л.П. Саенкова опубликовала хорошую рецензию.Спасибо ей за это!
Валентина, 54, Минск
Совершенно согласна с автором статьи Людмилой Саенковой во всех поднятых вопросах. Есть общечеловеческие ценности, к которым относятся и любовь, и верность, и терпение, и понимание. И они не должны подменяться чем то другим...Не зависимо от времени и пространства. Спасибо Людмиле Петровне за статью.
Дмитрий, 70, Минск
Уважаемая Людмила Петровна! Как всегда Вы правы, высоко оценив фильм  Ирины Кадюковой как "настоящее  авторское творение". И хотя он прошел тихо, как многие наши по-настоящему талантливые фильмы,  но он останется в искусстве. Может, я консерватор и старый ворчун, но мне кажется, что технические достижения зачастую убивают  самобытность творчества. Да, великолепный фотограф может поймать миг, ракурс и снять отличный пейзаж, но я предпочитаю  мастерство и  пейзажи Шишкина,  Левитана,, Васнецова.  А Анне из г.п. Воронова  и ее "мужу" советую прекратить писать кляузные письма и доносы, а заняться душевным и психическим здоровьем мужа Руслана.
Алесь, Сокол, аэропорт
Всегда с удовольствием читаю искрометныне и выверенные статьи о значимых работах в кино и их создателей. Не ошибся и в этот раз. Я  
Руслан, Менск
Дмитрий, 70, Минск написал:
прекратить писать кляузные письма и доносы, а заняться душевным и психическим здоровьем мужа Руслана
А Вам не кажется, что одно зависит напрямую от другого - лишённый права на профессию не может чувствовать себя комфортно и обеспеченно, потому и борется и не только за себя, но и за всех вас...
Геннадий, 40, Минск
Людмила Петровна всегда предваряет написание рецензии с целью кинокритики глубоким изучением предмета критики, глубоко вникая в сюжет и историю, о которых рассказывает кинопродукт. Невозможно за короткий промежуток времени глубоко изучить жизнь и творчество множества авторов и картин, которые приводятся критиком для примера и сравнительного анализа. Это говорит о большом жизненном и профессиональном опыте Людмилы Петровны, высоких профессиональных качествах. Приводя в пример библейские ценности Людмила Петровна, возможно, не встретит широкой поддержки читателя и зрителя, однако, говоря о самом важном, она утверждает важнейший принцип киноискусства - замысел, идея, сценарий всегда важнее красоты спецэффектов или "картинки", воспитательная составляющая кинематографии, а не просто увлекательный сюжет для того, чтобы приятно убить время за просмотром фильма. Людмиле Петровне большое спасибо за замечательную рецензию, за неутомимый энтузиазм и позитивность во всех ее непредвзятых оценках.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости