Кинокритик Людмила Саенкова о вечных ценностях в кино

Любовь никогда не перестает

Муромским святым Петру и Февронии посвящено немало устных сказаний, литературных произведений, кинофильмов. Им возносятся молитвы, хвалебные песни, посвящаются торжественные службы в храмах. Они считаются небесными покровителями брака, к ним обращаются за помощью молодожены, просят помощи и защиты те, кому по–настоящему важно создать и сохранить семью. Сама по себе история знакомства, жизни и любви двух молодых людей восхитительна и поучительна. Почитание муромских супругов началось задолго до их церковного прославления. Народ отдавал должное идее супружеской верности и целомудрия, самоотдачи и взаимопомощи, преданности и кротости, силе духа и силе любви.


На веку князя Петра и простолюдинки Февронии было много испытаний: неравный брак, людская зависть, ненависть врагов, смута и война, изобилие и бедность. Преодолеть все, сохранив достоинство, нежность, дружбу, любовь, не поддаться раздражению и злобе, можно тогда, когда есть запас душевной прочности и духовной основательности. Таким запасом обладала Феврония: не красавица, не богатая, а та, с которой были и лад, и прибыль, и спокойствие, и достаток, с которой был крепок не только княжеский дом, но и все княжество. Эта история про обыкновенных людей, живших в XIII веке. А любовь, которую они явили тогда, которую помнят и почитают сегодня, сродни той, о которой сказано в Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»

Однако в кино чаще всего идею любви подменяют идеей сказочных приключений о том, как Петр одолел змея, как тот обрызгал победителя своей кровью, как князь занемог и в поисках исцеления прибыл в село Ласково, где жила и врачевала травница Феврония. Вот об этом новый российский анимационный блокбастер «Сказ о Петре и Февронии» (реж. Ю.Кулаков). Пестрые кадры, как будто раскраски из детских книжек, компьютерная анимация, поединок между ожившим змеем и двумя князьями–братьями. Собственно, это и есть главная интрига этого фильма. Для детской сказки страшновато: и отвратительный змей, не раз возрождавшийся из пепла, превращавшийся то в маленьких змеючек, то в жуткого колдуна, все и всех развращающий на своем пути; и зубастый заяц, который совсем не похож на милого, доброго помощника Февронии. Для взрослой сказки мелковато и простовато. Но когда за кадром зазвучали знакомые голоса российской попсы, то уж совсем пропало то, что должно было быть главным: собственно бессмертный смысл деяний и чувств главных героев.

«Сказ...» предваряла мощная рекламная кампания, были организованы громкие премьеры, больше похожие на светские рауты. Как жаль, что в свое время как–то тихо и незаметно прошла одна из самых первых картин о великих святых — «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах», созданная замечательным белорусским режиссером анимационного кино Ириной Кодюковой. Во–первых, это было не компьютерное клише, а настоящее рукотворное чудо в технике перекладки. Во–вторых, в образах этого чуда угадывались традиции древнерусской иконы, росписи лубка и живописного примитивизма. А в–третьих, было самое главное: за что Петр полюбил Февронию, чему можно сегодня поучиться у мудрой жены и почему некогда жившие молодые и влюбленные друг в друга супруги вот уже много веков почитаются как святые. Та «Старинная повесть...» была не проектом, а настоящим авторским творением, в котором до сих пор чувствуется та мелодия, которая сродни мелодии жизни муромских праведников.


lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter