Любовь не с первого дубля

Итоги XIII Минского международного фестиваля «Лiстапад» подводит его бессменный председатель Ростислав Янковский
Итоги XIII Минского международного фестиваля «Лiстапад» подводит его бессменный председатель Ростислав Янковский

— Как вы оцениваете прошедший фестиваль, Ростислав Иванович? Мне кажется, ваши авторитет и талант дают вам право говорить даже о своем детище без фанфар, не правда ли?

— Я далек от того, чтобы прыгать и радоваться. Фестиваль — это большой труд. Но за 12 лет (первый год «Лiстапада» я не был его председателем) — это 12 маленьких зарубок на сердце. Бывает и боль... Он не так просто дается. А как начинался, если вспомнить? На первом фестивале я высказался даже, что слабо верю, что «Лiстапад» приобретет когда–нибудь должный масштаб. Да, это был период откровенной разрухи в кино.

— Нетопленые залы...

— Кучка зрителей на киносеансах... Фильмы, которые выпускались, напоминали истерику, а не искусство — кинематографисты были растеряны и работали больше на потребу. Сиюминутность и дурновкусие царили на экране. Но фестиваль тем не менее был просто необходим. Это был своего рода голос надежды — кино есть, оно не умерло! И вот год от года, постепенно улучшались программы фестиваля, а также залы кинотеатров (а что вы думаете, удобные кресла, чистые стены — это важно), dolby–звук, который буквально опрокидывает своим эмоциональным воздействием. Безусловно, набирала силу реклама. Теперь мы можем утверждать, что у «Лiстапада» очень сильная программа — и в этом году, и в прошлом. Недаром он теперь — Минский международный.

— Можно помечтать о фестивале класса «А», как в Москве?

— Вы думаете, у них класса «А», что ли? Я не верю. Это Канны, Берлин, Венеция класса «А». Их в Европе — раз–два и обчелся. Это продюсеры, кинопроизводство, очень большие деньги. Очень. Маховик, дай бог Москве дорасти. А наш фестиваль — имиджевый, информационный. Задача — показать минчанам хорошее кино. Мы имеем добрые связи с посольствами — а как доставать картины? Да, связи... Ведь продюсеры просят денег.

— А мы не платим?

— Не платим. Более того, я приглашаю видных деятелей кино. И они приезжают. Их было достаточно и в этом году — Говорухин, Занусси, Муратова, Соловьев, Рубинчик. Я уже не говорю об актерах. Из уважения приезжают, по договоренности... Но это с каждым годом становится делать сложнее, потому что актеры хотят зарабатывать, получать деньги, а в России появилось множество маленьких фестивалей — например, в Ханты–Мансийске, где богатства невероятные... Словом, все не так просто. Потом особенность «Лiстапада» — у нас же нет моря! Культурные программы, встречи, общения мы актерам, конечно, тоже устраиваем, а как вы думаете? Но «Лiстапад» — это ноябрь, а «Киношок» — июнь. Что говорить, у нас рабочий фестиваль. Но зато для зрителя, я считаю, он интереснее. Например, Кира Муратова вообще сказала, что открытие–закрытие мощнее даже, чем в Москве. Потому что зрелищнее для публики. А в Москве фестиваль — праздник для кинематографистов. Совершенно другой подход. И минчане оценивают это: в этом году 31,5 тысячи зрителей посетили кинозалы, в прошлом и позапрошлом — 28, 35 тысяч... Наверное, были где–то в кинотеатрах и полупустые залы, как писал ваш корреспондент. Но я говорю о внимании публики в целом.

— А вас все устраивает в организации фестиваля?

— Так, как работает директор фестиваля Валентина Степанова и ее команда, — это блистательно. Бывают накладки, ну что ж... Я считаю, что ей надо выразить благодарность. Я благодарен также Министерству культуры, альма–матер нашей, мэру Павлову, потому что нагрузка на горисполком колоссальная. Я готов слушать критику в адрес фестиваля, но под одним девизом: ругайте любя. Вот со всех сторон возгласы: «Зачем Сокуров? Зачем «Солнце»?» А это уровень фестиваля — у–ро–вень. Надо приглашать великих режиссеров обязательно. А вам, зрителям и журналистам, надо быть добрее к своему фестивалю, любить его и уважать. Я не говорю о комплиментарности. Но замечайте, что фестиваль растет и растет, помогайте ему. Ошибки надо видеть профессионально, а не тиражировать свое личное, субъективное «я тоже что–то понимаю». Я вам скажу, о чем мне на самом деле мечтается. Не группа «А» или «В» для фестиваля — это все недостижимо, и я вам сказал, почему. Я хочу, чтобы наш фестиваль отличал хороший вкус отбора картин. Чтобы не было дешевки — вот ее я никогда не допущу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter