Любовь на фоне эпохи

Книжный навигатор

Аляксей Карпюк. Выбраныя творы. Мiнск, Кнiгазбор, 2007.


Об этом писателе нынче вспоминают редко. Что поделать — и живущих забывают... А между тем произведения Алексея Карпюка и сегодня читаются с интересом. Неудивительно — человеку с такой биографией было откуда брать материал. Борьба за «беларушчыну» в Западной Белоруссии, учеба в Виленской гимназии. Во время Великой Отечественной войны — участие в подпольной диверсионной группе, концлагерь Штутгоф, побег, командование партизанским отрядом, после победы — институт, творческая работа, дружба с Василем Быковым... Идеи «шестидесятников» в творчестве Карпюка заметны. В повести «Данута» действие происходит в Западной Белоруссии, но политические события — это фон для большой и сложной любви. Белорус, крестьянский сын, попавший на учебу в Вильню, — и полька, генеральская дочь... Она, конечно, красива, отважна и прекрасно воспитана... А у него — свой гонор, он — атлет, красавец, к тому же революционер... Эта любовь обречена на трагедию. Кроме положенной порции психологизма, читатель откроет для себя незнакомую Беларусь. Довоенная Вильня, где выступает в университете поэт А.Гранит, будущий Максим Танк... Спортивные секции и митинги... Мрачная тюрьма Лукишки и богемные кафе... А потом — испытание огнем войны. Герой легко верит в предательство «генеральской дочки» и оставляет ее. Данута погибает, как героиня... Читатели 60–х годов упрекали автора за трагический финал... Но автор знал свою эпоху и ее героев. В автобиографической повести «Развiтанне з iлюзiямi» он описывает и бесчеловечные репрессии, и нравы советской партийной элиты, и отношения внутри белорусской творческой интеллигенции, уже не прячась за маски героев.


Иэн Макьюэн. Искупление. Москва, ЭКСМО, 2008.


Опять — излюбленный прием современных издателей: на обложке — кадры экранизации с популярными артистами. Литературе в очередной раз указали на ее место. Вначале — шоу! К счастью, под «гламурной» обложкой находится полноценный роман. Его автор, Иэн Макьюэн, имеет «Букера», поклонников и читабельный стиль. История просто просилась на экран. Предвоенная Англия... Талантливый сын прислуги Робби и дочь аристократа Сесилия страстно влюблены. Но тринадцатилетняя сестра Сесилии, мечтательная фантазерка Брайони, став свидетельницей преступления, убеждает себя и других, что преступник — мрачный гигант Робби... Жизнь Сесилии и Робби разбита. Но и Брайони, повзрослев, понимает, какую чудовищную ошибку совершила, и всю жизнь пытается ее искупить. Похоже, тема неадекватного поведения свидетелей Макьюэну близка, поскольку в романе «Амстердам», получившем Букеровскую премию, она тоже присутствует. Кроме того, в «Искуплении» есть претензия на постмодернистскую игру с читателем — какой же вариант финала реален? Герои выжили и, несмотря на тюрьму, войну, презрение общества, снова вместе? Или они погибают, так и не воссоединившись? Или все это, написанное ставшей-таки писательницей Брайони, сплошная выдумка?


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр. Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter