Любовь-морковь, гармошка и колодец

Гончар из Бобруйского района Александр Орлов уверен, что в керамике тема деревни всегда будет актуальна

В чем же секрет успеха и долголетия незамысловатых, на первый взгляд, глиняных форм? «Усадьба» поинтересовалась у гончара, руководителя детского образцового коллектива «Глечики» Глушанского центра ремесел «Глушанский хуторок» Александра Орлова, почему горшочки и кувшины, миски и кубки по-прежнему актуальны.

Сам Александр, еще учась в школе, мечтал стать художником, но жизнь распорядилась так, что только в 25 лет поступил в художественное училище в Бобруйске. Позже узнал, что в поселке Глуша есть недостроенная гончарная мастерская, туда и приехал. На поляне в центре ремесел сложил печи для обжига керамики, набрал группы школьников, желающих обучиться старинному ремеслу, — и дело пошло. Уже через два года получили звание образцового детского коллектива.

Керамику мастер и ученики изготавливают по древним «рецептам» — обваривают в парном молоке, задымливают. А уж пластичная глиняная форма может повторить любую фантазию. Поэтому на полках в мастерской свистульки и миниатюры, скульптуры и амфоры. Александр Орлов знает, что классика глиняного жанра интересно смотрится с современными «изюминками».

— Свистульки делаем не такие, как у всех, — петушки да коники. Мы находим новые образы. Ребята лепят бобров и зайцев, обезьян и даже крокодилов. Чем мельче форма, тем звонче свист. Я своими руками глину чувствую, знаю, где донышко потолще, а стеночки потоньше сделать. Это же не штампованная керамика. Некоторые даже ищут, чтобы на изделии сохранился отпечаток пальцев мастера — ручная работа, в отличие от заводской, другое тепло дает.

Но есть в мастерской и утварь, которая точь-в-точь повторяет ту, без которой не обходилась ни одна белорусская хозяйка даже сто лет назад. Двойные горшки, в которых на поле носили обеды, глиняные рукомойники на подвесах, кувшины разных форм и размеров. Правда, Александр адаптирует их на современный лад: делает широкими ручки — чтобы достать горшочек из духовки, ухвата не надо, украшает кувшины лепными цветами — чтобы был не только функциональным, но и красиво смотрелся в интерьере. Есть у мастера и керамика с азиатскими мотивами и формами. Но, говорит, в каждом районе и местности свои традиции гончарства, и человек, в этом деле разбирающийся, всегда отличит горшочек ивенецкий от бобруйского.

Старший сын Николай пошел по стопам отца, увлекся гончарным искусством. После окончания школы вступил в Союз народных мастеров. Недавно с конкурса керамики в Новосибирске привез два диплома и звание лауреата. Отец радуется, что в жанре глиняных миниатюр парень уже даже превзошел его. Глина, говорит он, словно оживает в глиняных фигурках рыбаков и охотников, провинциальных любителей «горькой» и поклонников баньки. Темы миниатюр — из сельской жизни: любовь-морковь, разговоры у колодца, песни под гармошку…

А вообще глина — материал уникальный. Блюда, приготовленные в керамических горшочках даже в обычной духовке, на вкус напоминают те, что уваривались в русской печи. Молоко или квас в глиняных глечиках даже в жаркий день будут прохладными, а рыжие слоики надолго сохранят аромат чая или кофе. Недаром именно керамическая посуда заполняла кухонные полки наших бабушек. Создает особую атмосферу она и в современных усадьбах. Многие занимающиеся агроэкотуризмом сельчане встречают своих гостей именно такой посудой — в ней могут подать национальный белорусский обед либо просто украсить интерьер когда-то незаменимыми в быту кувшинами.

Как правильно выбрать посуду или утварь из глины? Александр Орлов учит, что для начала нужно проверить, нет ли сколов и трещин. Для этого легко постучите по верхней части кувшина или горшка. Горшок цел — звук будет звонкий. Если выбираете емкость для хранения жидкостей, сыпучих продуктов — лучше брать с глазурью, чтобы не было протеканий. В неглазурованных хорошо хранить чай или кофе. Для приготовления горячих блюд желательно, чтобы посуда была просто обожженная, так как глазурь может давать микросколы и трескаться. Перед готовкой неглазурованное изделие можно обработать маслом или жиром. Нельзя глиняные горшочки ставить на открытый огонь или в раскаленную духовку. Лучше поставить в прохладную и нагревать постепенно.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter