«Любовь к детям — странная величина: при делении она всегда умножается…»

В этом уверена  мама  пятерых  детей  Людмила  Микитская Когда накануне Дня матери Людмиле позвонили из горисполкома и пригласили на торжественное вручение государственной награды — ордена Матери, — она спросила: «А с папой и детьми прийти можно?» Из множества снимков   в семейном альбоме  для сегодняшней публикации Людмила тоже выбрала тот, где она с мужем… — Когда рождается ребенок, женщину переполняют удивительные чувства, невольно думаешь: больше так любить уже никого невозможно. Потом появляются на свет второй, третий, четвертый, пятый малыш, и оказывается, что материнской любви хватает и на него, и на всех последующих детей. От количества детей материнская любовь к каждому из них ни­сколько не уменьшается, сила ее — в совокупности...

В этом уверена  мама  пятерых  детей  Людмила  Микитская

Когда накануне Дня матери Людмиле позвонили из горисполкома и пригласили на торжественное вручение государственной награды — ордена Матери, — она спросила: «А с папой и детьми прийти можно?»

Из множества снимков   в семейном альбоме  для сегодняшней публикации Людмила тоже выбрала тот, где она с мужем…

— Когда рождается ребенок, женщину переполняют удивительные чувства, невольно думаешь: больше так любить уже никого невозможно. Потом появляются на свет второй, третий, четвертый, пятый малыш, и оказывается, что материнской любви хватает и на него, и на всех последующих детей. От количества детей материнская любовь к каждому из них ни­сколько не уменьшается, сила ее — в совокупности.

«Некоторые родители стремятся реализовать в детях собственные неосуществленные мечты, — продолжает Людмила. — Но я думаю, что это неправильно. Ведь каждый человек проживает свою собственную жизнь. Каждому Бог дает таланты, возможность их реализации и свободную волю. Поэтому нельзя распыляться, бросаться из крайности в крайность.

Я, например, не хочу, чтобы, повзрослев, дети упрекнули меня в том, что я не позволяла им в детстве заниматься любимым делом. Поэтому увлечение наших девочек конным спортом я не только приветствовала, но и всячески поощряю до сих пор. Это красивый вид спорта.  

Младшая дочка Ирина подружилась и с музыкой. Ванечка любит рисовать. Андрюша считает себя маминым защитником, и, думаю, вскоре он тоже выберет для себя подходящий вид спорта. И Костя, когда подрастет…»

  А вообще, вы предполагали, что у вас будет много детей?

— Ну откуда же я могла об этом знать? Правда, еще до замужества я не раз размышляла, как все-таки хорошо иметь сына! Но первыми у нас появились дочки, а уж потом сыновья. Все очень разные по характерам и способностям. И все настолько мои, наши!  Поэтому мне сложно понять женщин, которые говорят: «желанный» ребенок, «нежеланный»…

— Взгляды на воспитание детей у вас с мужем  полностью совпадают?

— В целом, да. Вот только, наверное, я проявляю больше строгости. А отцу Александру всегда хочется их побаловать. Но я тоже добрая мама. Знаете, в разных жизненных ситуациях  мнения родителей могут не всегда и не совсем совпадать. Однако дети этого чувствовать не должны. Все разногласия можно урегулировать не в их присутствии. А потом при случае объяснить ребенку: мама поступила так, потому что слишком разволновалась, испугалась за тебя…

— То есть нельзя подрывать авторитеты?

— Нельзя. Кроме того, мы никогда  не читаем детям нотаций. Так было принято в семьях наших родителей. И когда у меня возникают вопросы воспитательного характера или какая-то сложность, я всегда вспоминаю, как поступали в подобных случаях папа и мама, дедушка с бабушкой, свекровь со свекром. Очень важно, чтобы в семье не было обид. Ведь она — цельный организм. И именно родительский дом дает человеку духовный стержень, твердую основу и нравственный климат.

А вклад в детей — самый надежный и выгодный, хотя и долгосрочный.

— У ваших детей, матушка, много друзей?

— Много. И друзей себе они выбирают сами. К нам в дом приходят друзья из класса, детского сада, воскресной школы при храме иконы Божией матери «Всех скорбящих радость», из нашего дома, где, кстати, живет немало многодетных семей. Я заметила, что чем больше детей в семье, тем больше у этих ребятишек ответственности, меньше эгоизма. Они как-то быстрее начинают понимать очень важную истину: что хорошо лично мне, то может быть не совсем хорошо для окружающих.

— Свободного времени у мамы пятерых детей, конечно же, немного. Но когда оно бывает, как вы его проводите?

— Чаще всего в общении с природой. Ежедневно вывожу на прогулку нашего любимца ньюфаундленда. Собака добродушная, ласковая, очень любит детей. Можно даже сказать, что это она меня выгуливает. В жизни каждому человеку важно побыть наедине с собой, поразмышлять в тишине, понаблюдать за окружающим миром. Вот сейчас сказочная золотая осень, шуршит под ногами листва, погода настраивает на лирический лад. Прошлась с собакой и вроде отдохнула…

Пока дети в школе и садике, а батюшка на службе, занимаюсь домашним хозяйством. Когда же вернутся домой дети, я ни в коем случае не буду стирать, гладить белье или пылесосить. А буду внимательно слушать их новости, делать с ними уроки, читать сказки, придумывать веселые представления, мастерить поделки. Мы все будем делать вместе. А потом я распределяю время так, чтобы побыть наедине с каждым ребенком, никого не обделить заботой и нежностью. Не скрою: я хочу запомниться им идеальной мамой. И когда они повзрослеют, когда у них будут собственные семьи, мой пример поможет им правильно организовать быт и воспитание наследников.

— В народе говорится, что крест матушки тяжелее, чем крест батюшки. Вот и вы так тихо и незаметно освещаете жизнь близких …

— Самая большая ценность в жизни жены священника да, думаю, и каждой женщины — семья. И чем она больше, тем полноценнее и ярче реальность. А трудности? У кого их не бывает? Отец Александр трудится в двух приходах: в Минском приходе иконы Божией  матери «Всех Скорбящих радость» и в той местности, где могилка Блаженной матушки Валентины Минской, восстанавливает храм. Кроме того, его могут и ночью, и в выходной вызвать причастить больного, покрестить ребеночка в реанимации…

Вот ему действительно приходится нелегко.

 — Если можно, расскажите, как вы познакомились?

 — Мне было 14 лет, когда я впервые увидела своего будущего мужа. Приехала на летних каникулах в Жировичский монастырь, помогала пропалывать грядки, цветы на клумбах. Отец Александр был тогда студентом духовной семинарии и старше меня на пять лет. Когда мне исполнилось шестнадцать, мы решили пожениться. За благословением поехали к старцу Николаю Гурьянову. Он благословил нас, а мне сказал: «Бог даст тебе все, что нужно». Я всегда помню эти слова: и в трудностях, и в радостях. Трудности ведь тоже неспроста даются человеку. И часто они оборачиваются  большой пользой!..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter