Любовь или партнерство?

Когда-то считалось, что браки заключаются на небесах. И клятва давалась — в верности друг другу до скончания века. Клялись перед Богом.

Нередко и сегодня можно увидеть венчающиеся пары. Кто-то скажет: дань моде. Но ведь чтобы сделать такой шаг, надо искренне любить друг друга и свято верить в незыблемость взаимных чувств. Это, в конце концов, не эпоха крепостного права, когда силой толкали в объятья ненавистного богача и — под венец, откуда ходу назад не было. Нынче только об руку с любовью  идут молодожены  в храм —  «заключать брак на небесах».

Впрочем, даже как вековая традиция, эта —  не из худших. На рубеже 70-х и 80-х годов прошлого столетия мне довелось работать фотографом в райцентре неподалеку от Киева.  Каждую субботу снимала в павильоне свадьбы, причем в кадр следовало вместить всех сопровождающих молодоженов гостей, даже если это сто человек: они были свидетелями свершившегося  таинства. Православная церковь стояла аккурат напротив Дома быта, на центральной городской площади. И все до единого свадебные кортежи проходили по стандартному маршруту: загс — церковь — фотоателье. Никому из молодых в голову не приходило нарушить местные устои. И это несмотря на довольно сильное влияние  атеистов при советской власти. Может, благодаря венчанию и разводов было меньше нынешнего? Крепко задумывались супруги,  надо ли рушить узы, скрепленные Господом.

А может, еще и потому, что брак и любовь, в общем-то, отождествлялись? Влюбленная девчонка тайно мечтала выйти замуж за избранника сердца, дабы не расставаться с ним никогда. Любящий парень, надеясь в глубине сердца на взаимность, лелеял мечту взять свою зазнобушку в жены. Заметьте, не о партнерстве грезили, а о семье. Само слово «партнерство»  еще 30 лет назад  в народе понималось как содружество на деловой, но отнюдь не интимной почве.

Сегодня же будто произошел поворот этого понятия на 180 градусов.  Слышишь где-нибудь «мой партнер», и первое, что приходит на ум — любовник. Прислушайтесь к рекламным роликам, вчитайтесь в статьи дамских журналов. Обращаясь к женщине с советом или вопросом, там чаще всего употребляют именно «ваш партнер», потому как никто не уверен, что он может быть женихом или мужем.  Согласитесь, деловые или приравненные по сути к ним в угоду какому-то личному интересу, интимные отношения  —  это вам не брак на небесах!

Спешили в День святого Валентина на свидания юноши, девушки. Кто-то, возможно, навстречу судьбе, а большинство, боюсь, в объятия партнера. Печально. Не отсюда ли пошло пренебрежение институтом семьи, катастрофическое распространение сожительства? Не хотят партнеры связывать себя узами Гименея (тем паче  Бога), избегая обязательств, ответственности. Пожили экспериментально — и разбежались. До нового эксперимента. А сколько в результате этаких пробных браков или эгоистичного нежелания связывать себя «штампом в паспорте» рождается безотцовщины! Еще более грустно и досадно другое: при живых и неразлучных родителях растут ребятишки, формально не имеющие отцов —  дети «матерей-одиночек». Выгадывание дополнительных социальных льгот, лишнего рубля от государства заставляет супругов идти на подобные уловки, нанося моральный ущерб собственному дитяти. Сильно задумываешься в таких случаях: любовь или партнерство царит в этой семье и думают ли «гражданские супруги» о гражданском долге перед потомками?

Святой Валентин, приговоренный некогда к казни за сочувствие несчастным влюбленным и тайное от всех, под покровом ночи, освящение браков любящих мужчин и женщин, таких  отношений между ними,  мягко говоря, не одобрил бы…

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter